Сегодня очередное интервью от прекрасного журналиста Ольги Новгородовой.
Интервью с Михаилом Ефремовым.
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Похоже, Михаилу Ефремову на роду было написано стать артистом - известные ба-бушка и дедушка, знаменитые родители. А коли уж он решил стать актером, то сравнения с от-цом, а по совместительству еще и всенародным любимцем Олегом Ефремовым, ему было не избежать. Такова участь всех детей именитых родителей, но он справился. Недаром зрители любят и короля Карла в «Королеве Марго», и Дубровского в одноименном фильме, и разбитного непутевого Алексея Жгута в сериале «Граница. Таежный роман», и офицера из популярного нынче клипа про призывников.
- По поводу сравнения с отцом ….Однажды Константин Райкин сказал так: «Ладно, первую минуту, ну три-четыре минуты на меня будут смотреть как на сына Райкина. Но потом то я буду вынужден предъявлять что-нибудь сам». Я с ним абсолютно согласен. А с родословной у меня действительно все в порядке. Дед по материнской линии, Борис Покровский, - известный реформатор оперной сцены, а прапрапрадедушка, мало того, что был другом отца Ленина, так еще и основал чувашский алфавит и письменность. Но «на роду» не было ничего написано, в детстве о карьере актера даже не думал - одно время я очень увлекался математикой, потом полюбил историю, и до сих пор ее люблю. Потом, долгое время хотел стать таксистом. Наверное, это желание сформировалось, когда меня впервые отвели в таксопарк на экскурсию, и как любой мальчишка я заинтересовался автомобилями. Моторы, железки всякие, запах бензина произвели на меня
огромное впечатление. С тех пор, когда я ездил на такси, то всегда внимательно смотрел на води-теля – что он делает, куда нажимает, чем переключает. Смотрел и запоминал.
-А укрепилось это желание, видимо, тогда когда Олег Николаевич стал работать над ро-лью таксиста Саши в фильме «Три тополя на Плющихе»?
Скорее всего. После этой картины отец стал лучшим другом всех таксистов, шоферов и просто автолюбителей страны. Обычно, из далекого детства мало воспоминаний остается, но я очень хорошо помню, как мы с папой ездили таксопарк ремонтировать нашу бежевую Волгу с оленем впереди, помните еще? Это был таксопарк, не помню сейчас его номера, он находился в мосту. Знаете мост через Новый Арбат к Кутузовскому? Так вот, когда мы туда приезжали там такой respect происходил! Яркое свидетельство того, что роль таксиста в «Трех тополях» это очень точное попадание в образ. Вот сейчас рассказываю Вам и понимаю, что в киношной жизни отец очень часто был тесно связан с автомобилем. Вот в фильме «Продлись, продлись, очарова-нье…» герой Олега Николаевича умер за рулем автомобиля. Человек жил, любил, спешил куда-то, остановился на переезде и умер …. Под песню Леонтьева про «светофор зеленый»… Еще картинка из далекого-далекого прошлого. Меня забирают из детского сада, сажают в автомо-биль на заднее сиденье, и я засыпаю. Просыпаюсь уже в Ялте - так на машине наша семья ездила отдыхать. Там дядя Фима, наш шофер, сажал меня на колени, и я достаточно ловко рулил по ка-кому-то поселку. Учитывая то, что мне было 5 лет, и до педалей ноги не доставали, я именно «ру-лил», то есть крутил руль, а уж Ефим делал все остальное.
- Судя по тому, что за руль вы сели в столь раннем возрасте, водить автомобиль вы должны мастерски.
В общем и целом мой водительский стаж – около двадцати пяти лет. И более-менее сносно водить я научился лет в двадцать. Спасибо за это надо сказать матери моего первого сына. Меня было нелегко учить, но она была удивительно спокойной и терпеливой женщиной, поэтому до-вольно быстро я всему научился. До этого было несколько неудачных попыток. В двенадцать лет я решил, что теоретических знаний о вождении мне хватает, пора приступать к практике. У отца тогда была «Вольво», и я, часов в одиннадцать-двенадцать ночи тихонько брал ключи, выходил, делал небольшой кружочек из четырех улиц, и возвращал автомобиль на место. Это сейчас на до-рогах полно машин даже в самую глухую полночь, а тогда на улицах в это время никого и ничего не было. Четыре раза я удачно совершал подобные путешествия, а вот на пятый…. Была зима, я спокойно еду, никого не трогаю, и вдруг в зеркало заднего вида вижу милицейские мигалки. Ну, все, думаю, это по мою душу! Папа выглянул в окно, увидел, что автомобиля нет, и послал за мной милицию. Как я втопил! Вольво то помощнее тогдашних милицейских машин будет, поэто-му я довольно быстро «оторвался». Дело происходило на Большой Никитской улице, раньше она была улицей Герцена, и там, напротив памятника А.Толстого, был поворот направо. С техниче-ской точки зрения повернул я неплохо… Не учел только двух вещей – гололеда и бордюров. За-несло нехило, и я жахнулся передним левым колесом так, что сломал подвеску. Сижу и не знаю что делать, ну не приходилось мне раньше оказываться одному в сломанной машине посреди но-чи! На беду, или на счастье, теперь уже не знаю, рядом было посольство, и ко мне сразу же подо-шел милиционер, который и разрешил ситуацию. Дальше вспоминать не хочется, потому что дома пленных не брали. Влетело по полной программе.
-С тех пор вы решили машины без спросу не брать?
Нет, был еще случай, когда я взял машину теперь уже у мамы. Опять помял, и, оправдыва-ясь, подставил мусорный бак, мол, не я его, а он меня. Как в анекдоте: «Граждане водители! Стол-бы нападают на автомобили только в случае самообороны».
У Михаила Ефремова стойкий имидж современного infant terrible. Почему у людей сложи-лось такое мнение он и сам не понимает. Может быть дело в стульях, которыми, как говорят, он швыряется достаточно метко. Возможно, имели место быть, поставленные им хулиганские спектакли. Может, повлияли рассказы о его несдержанном поведении и любви к алкоголю. А может быть, российский зритель, так падкий на все негативное, отреагировал на историю об исключении нашего героя из пионеров.
Из пионеров меня поперли – это факт. На уроке физкультуры я сдернул с одноклассника трусы, и запихнул его голым в раздевалку к девчонкам. Шум и визг поднялся ужасный. Вызвали на педсовет, но, к сожалению, я не смог тогда объяснить, что с моей стороны это был обычный эмоциональный жест. На педсовете меня назвали фашистом и, исключив из пионеров, выгнали из школы. По поводу стульев…. Ну эмоциональные перехлесты у всех случаются, я перед премьера-ми очень нервничаю….А так как я часто играю хорошо поддающих людей, то и вопросы про ал-коголь задают регулярно. И это понятно, порой зритель не может полностью абстрагироваться от роли и перекладывает все на личность актера. К примеру, в последнее время я часто играю воен-ных. Так сразу же появился миф о том, что Ефремову очень нравилось служить в армии и вообще он не прочь бы стать военным. Ничего подобного! Я вообще по жизни очень не люблю оружие. Знаете, почему я никогда не стану наркоманом? Потому что не люблю, когда железо прикасается к телу. Мне не нравится стрелять, удить рыбу, собирать грибы. Могу, конечно, за компанию поси-деть с удочкой, но внутри меня корежить будет от всего этого. Я бы, наверное, мог откосить от армии, но хотелось, чтобы все было по-честному. Помню, даже написал заявление с просьбой от-править меня в Афганистан. Правда, не потому что был таким отчаянным патриотом, просто то-гда мне казалось, что в Афгане теплее, чем в Высшем Волочке, где я служил. К счастью командир части, перед тем как подписать мой рапорт, догадался позвонить в Москву родителям. Мама пришла в совершенный ужас, тут же примчалась в полк и принялась уговаривать меня отказаться от Афганистана. В общем, остался я в Высшем Волочке. И служилось мне так же как всем – такие же физические нагрузки, такая же чистка картошки, такие же драки с сослуживцами. Просто хо-роших людей мне встретилось гораздо больше, чем плохих. Поэтому хоть армия и была большим уроком для меня, но негативных впечатлений не оставила.
- Я слышала, работники милиции особенно хорошо относятся к актерам, которые игра-ют людей в форме?
Если бы все было, так как вы говорите, то получается, что гаишники меня обожать должны и честь отдавать при встрече – столько у меня было «военных» ролей! Полицай в «Празднике», офицер Жгут в «Границе», командир экипажа в «Небо. Самолет. Девушка»…. Когда-то я пробо-вался в одном сериале с очень интересным названием: "Гангстерские войны. Хроника обречен-ных», там мне предложили сыграть подполковника милиции. И я только сейчас понял, что подобную роль мне просто необходимо сыграть, чтобы свободнее ходить по улицам. Но грешить не хочу, сотрудники ГАИ меня любят. Хотя и были прецеденты. И права отбирали, и пару драк было…. Вообще с ними нужно уметь себя вести. У Лии Меджидовны Ахеджаковой есть свой фирменный прием общения с милицией. Когда ее останавливали за нарушение, она выходила из автомобиля, не говоря ни слова, целовала гаишника в губы, и так же молча уезжала. Представляете его реакцию? Бедный страж порядка сначала приходил в замешательство от поцелуя, потом окончательно офигевал от осознания того, что это была сама Ахеджакова. Я, правда, не целуюсь. Для меня главное, вовремя рассказать хороший анекдот. Тебя останавливают, а ты с самой лучезарной улыбкой начинаешь: « Стоят на светофоре два шестисотых Мерседеса. Между ними, скрипя и подрагивая всем корпусом, медленно втискивается старенький запорожец. Два водителя с опаской косятся на это чудо. И вдруг запорожец со свистом пролетает вперед, снеся при этом зеркала шестисотых и жестоко поцарапав двери. Из Мерседесов выходят два бугая, и видят позади огромный тонированный Шевроле Тахо из которого выпадает браток и радостно кричит: «Мужики, вам гол!». Обычно после этого можно спокойно садиться в машину и уезжать дальше по своим делам. Но есть и такие гаишники, которые уже до смерти устали стоять на дороге и которым подобные анекдоты уже поперек горла стоят. Вот тут главное не препираться, и не выводить их из себя . Вообще, я считаю, что любой самый нормальный милиционер, когда с ним препираешься, становится гаишником.
- Никто вас за язык не тянул, о Мерседесах заговорили сами. Говорят, с этим автомобилем у Вас связана какая-то неприятная история.
Это было очень давно. Как говорится, «папа купил автомобиль». Мерседес. Тогда в Моск-ве их вообще не водилось, может, этот был единственным. И поставил его под окнами. Я восьми-летний балбес вышел погулять во двор, забрался на крышу автомобиля и принялся там прыгать и орать: « Это машина моего папы! Папина машина!». Через некоторое время вопли достигли родительских ушей, после чего последовали немедленные оргвыводы, и меня с позором стянули на землю. А так как отец обладал мощной силой воли и никогда не позволял себе срывов на людях, то все «хорошее» в свой адрес я услышал уже дома. С тех пор на папиных машинах не скакал - чревато.
- Как правило, соответственно с ростом популярности актера меняются и его машины. Можете проследить этот ряд?
Моя популярность вовсе не представляет собой прямую, стремящуюся вверх. Это, скорее синусоида – то она есть, то ее нет. Так что и с машинами полный разброд и шатание. Сначала у меня была восьмерка, дальше одиннадцатая, потом пятерка. Долгое время я ездил на Ниве. Это было удобно – я жил за городом и наилучшим решением проблемы была именно Нива. Потом была Ауди сотка. Как и почему произошла замена отечественного автомобиля на иномарку, ска-зать не могу. Скорее всего, важен момент комфорта, и спорить с тем, что отечественные машины не такие удобные бессмысленно. После Ауди была Вольво 460. Мне, кстати, Вольво очень нравится – один из любимых моих автомобилей. Этот автомобиль до сих пор жив, на нем ездит известный молодой режиссер. Машинка старая, около десяти лет ей, но какая резвая старушонка! Сейчас у меня Субару. Это, конечно, настоящая машина с большой буквы. Так что мои автомобили менялись не соответственно моей популярности как актера или режиссера, а шли в ногу со временем. Менялась страна, менялась экономика и благосостояние людей – менялись и мои автомобили.
Михаилу Ефремову почему-то стыдно говорить о том, что возиться с автомобилем он не любит и не умеет. «Ну не механик я!», - говорит, и виновато смотрит на меня - « Не дано! Не интересно мне!». Поэтому и безмерно уважает Михаил Олегович людей, умеющих исправить лю-бую неполадку в автомобиле за считанные минуты.
Колесо поменять, конечно, смогу. Пользуясь инструкцией. Бензин залить тоже. Даже мас-ло поменять сумею. Наверное…. Другое дело сколько раз я все на свете прокляну, занимаясь этим. Есть люди, которым это дано, и они поменяют то же самое колесо гораздо быстрее и качест-венней, чем я. Без лишней нервотрепки. Поэтому я целиком и полностью доверяю им. И раньше доверял, только тогда же не было автосервисов, мы машины отгоняли в гаражи, где были свои бригады умельцев. И в какой гараж не приедешь, так тебе тут же в один голос мастера твердят: « Где же ты раньше был, какой безрукий тебе это чинил? Тебе же тут все неправильно сделали! А нам теперь исправлять!»
- А часто приходилось пользоваться услугами таких гаражей?
Случалось. На чем же я ездил, когда с троллейбусом столкнулся? На пятерке! Еду себе спо-койно, и тут слева в меня въезжает троллейбус. Правда, виноват был я – что-то со знаками пере-путал. Пришлось автомобиль чинить. Как раз в это самое время меня пригласили сниматься в чудовищный кооперативный фильм. Слава Богу, он не вышел, но пришлось согласиться, так как деньги были очень нужны. А я в то время жил на даче и нужно было что-то придумать, чтобы пятерку починили качественно, быстро и недалеко. Мама задействовала своих знакомых, ко-торые позвонили Каданникову, начальнику ВАЗа, тот, в свою очередь позвонил еще кому-то, и благодаря этому нашу машину ремонтировали недалеко, в городе Королеве на седьмой станции технического обслуживания ВАЗа.
В другой раз, с починкой автомобиля мне помогли офицеры Росииской Армии. Была у меня тогда Ауди Кватра, длинная такая сигара, и ехал я в Петербург. В салоне громко пел, как сейчас помню, Борис Гребенщиков, что-то « двадцать два – двенадцать – ноль пять». И тут на пол дороге у деревни Выползово (интересное название, да?) машину начинает жутко трясти. Я медленно притормаживаю, хорошо что догадался со всей дури по тормозам не давать, и вижу, как меня весело обгоняет мое собственное колесо. И самое главное, что вокруг ни души – тайга! Очень долго я блуждал в поисках колеса – нашел таки, и еще дольше ловил попутку, которая довезла меня до самой деревни. Выползово оказалось военным городком, а жители ее – военными, которых одними из первых перевели из Германии. Они довольно быстро нашли и разбудили мужичка, который вытащил и поменял срезанные болты в колесе и часа за три привел мой автомобиль в порядок.
-ДА, частенько Вам приходилось попадать в передряги. Что, лихачите на дорогах?
Что вы! За рулем я собран, осторожен и спокоен как удав. Экстрима мне и в кино хватает. На съемках «Антикиллера», где я играю банкира, сцену налета на мой автомобиль снимали более суток – тридцать шесть часов. Она была одной из самых сложных в фильме. Вообще создатели «антикиллера» явно не поскупились . Сцена с взрывающимися автомобилями стала одной из са-мых эффектных в фильме. Возможно, отчасти еще и потому, что его создатели решили пустить "в расход" не ржавые кузова со свалки, как поступают очень многие, а личные автомобили продюсеров. Как им удалось их уговорить на такое? Взмыв в воздух со специальных трамплинов, меняющих траекторию полета, два "Мерседеса" зависли на высоте нескольких этажей и повернулись вокруг своей оси. Всего в съемках было использовано 40 автомобилей известнейших мировых марок – Lincoln, Grand Cheroki, Audi, Saab, Chevrolet, Nissan, Mersedes 300, многие из которых были безжалостно уничтожены на глазах у зрителей. Представляете? На наших глазах горели и взрывались такие классные машины, превращались в никому не нужную груду железа. К сожалению, колоссальное зрелище не поставить без колоссальных затрат. А с оружием знаете, что творилось? Как непосредственный участник съемок расскажу. Для съемок кульминационной массовой бойни под мостом были подтянуты силы, вполне сопоставимые с движением войск к линии фронта. По свидетельству Даниила Корецкого, приехавшего в этот день на съемки, "оружие везли составами". Оно попало в руки более двухсот участников массовки и специально вызванного на съемки отряда СОБРа. Впечатляет!
- Раз вы «спокойны и осторожны» значит, никогда не нарушаете правил дорожного дви-жения?
Случается все. Но соблюдать их надо – это точно. Единственное, что я бы изменил, будь моя воля – отменил бы спец. сигналы у машин государственных чиновников. Понятно, если ско-рая едет по встречной полосе, или пожарная машина. Тут уж все способы хороши. Но если все расступаются перед автомобилем с федеральными номерами, на котором очередной государст-венный деятель едет на переговоры – это, мягко говоря, неправильно. Надо тебе успеть на встре-чу, так встань пораньше да сядь на метро. Там и пробок никогда не бывает.
- В одном из своих интервью Шарон Стоун сказала, что всему, что она умеет – ездить на лошади, правильно разговаривать с маленькими детьми, рисовать, выполнять сложные трюки на автомобиле, говорить на итальянском, – ее научили роли в кино. Чему вас научили ваши роли?
Начнем с того, что в отличие от голливудских, российский актер зарабатывает не так мно-го, для того, чтобы позволить себе все бросить и вживаться в роль. Если Шарон Стоун могла по-селиться на ипподроме, нанять личного инструктора, даже купить лошадь, для того, чтобы нау-читься ездить верхом, то наш актер больше времени тратит на душевные и эмоциональные пере-живания, чем на конкретику. Хотя для одного спектакля я научился играть на фортепиано «Лун-ную сонату». До этого ни разу в жизни ничего подобного не делал, но сцена была устроена так, что зритель сидел почти вплотную к нам, актерам. Поэтому не было никакой возможности вклю-чить фонограмму и только делать вид, что играешь. Разумеется, ни о какой правильной постанов-ке пальцев и прочих тонкостях речь не шла, но через две недели я прилично играл это произведе-ние. И признаюсь, было очень приятно слышать шепоток в зрительном зале: «Сам играет! Сам!».
- Значит, уважаете самоедство?
Это у меня в крови. Я ведь скорпион, так что хаваю себя с большим аппетитом. Спасает только то, что моей неуемной энергии хватает на все.
Дай то Бог, чтобы этой энергии хватало Михаилу Ефремову и дальше. На новые режис-серские проекты, на такие разные и яркие роли в кино, на заботу о детях. И, пожалуй, сравни-вать его с Ефремовым-старшим бессмысленно. Может он и не выиграет, но и не проиграет – это уж точно!