В ноябре 2016 года количество дел, требующих моего личного присутствия в Китае, достигло своей критической массы.
На семейном совете было принято решение лететь в Китай вдвоем с супругой, так как командировку решили совместить с небольшим отпуском, т.е. превратить командировку в путешествие.
Сказано-сделано. Китайские партнеры прислали официальное приглашение.
Теперь нужно оформить визу.
И тут сразу возник вопрос: какую визу оформлять. Для тех, кто не в курсе, поясню, в Китай можно въехать по 11 видам виз:
-ТУРИСТИЧЕСКАЯ (L)
-БИЗНЕС ВИЗА (M)
-РАБОЧАЯ (Z)
-ТРАНЗИТНАЯ ВИЗА (G)
-СТУДЕНЧЕСКАЯ ВИЗА (X1/X2)
-ГОСТЕВАЯ ВИЗА (F)
-ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ (J1/J2)
-ДЛЯ РОДСТВЕННИКОВ (Q1/Q2)
-ДЛЯ ГОСТЕЙ ИНОСТРАНЦЕВ (S1/S2)
-ДЛЯ СОТРУДНИКОВ АВИАКОМПАНИИ (C)
-ПОСТОЯННОЕ ПРОЖИВАНИЕ (D)
Так как мы не являемся студентами, журналистами и сотрудниками авиакомпании, выбор немного сократился. Но вопрос оставался открытым, какая виза лучше: туристическая, бизнес или гостевая.
К этому добавилась еще одна проблема. Из Китая мне надо было на несколько дней еще выехать в Японию и снова вернуться в Китай.
Казалось бы, что самая подходящая для этого транзитная виза. Для ее оформления требуется только билет на любой транспорт, подтверждающий выезд в третью страну. Но вернуться по ней в Китай второй раз не получится.
Есть вообще так называемый БЕЗВИЗОВЫЙ ТРАНЗИТ
Если путешественник прибывает в международные аэропорты Пекина, Гуанчжоу, Шанхая, Чэнду, Даляня, Чунцина, Шэньяна, Куньмина, Сианя, Гуйлиня, Уханя, Ханчжоу, Харбина, Сямыня и планирует вылететь в течение 72 часов в другие государства через те же самые воздушные узлы, то ему не нужно предварительно получать транзитную визу в Китай. В подобных ситуациях нужно соблюдать определенные правила:
• Если пассажир прилетел в города Шанхай, Пекин, Чэнду, Гуанчжоу или Чунцин, то ему дозволено выходить в город, но его пределы покидать запрещается;
• Нельзя осуществить пересадку на другой вид транспорта (автобус. поезд).
У нас же, кроме официальной (деловой) части командировки, была запланирована и неофициальная – туристическая, с посещением достопримечательностей за пределами Шанхая и посещение заводов Masuma. Поэтому безвизовый транзит нам тоже не подошел.
Было принято решение оформить туристическую мультивизу (т.е. с неоднократным заездом в страну).
Интересно, что в России принято считать, что китайцы просто рвутся в Россию на работу. В Китае же, в больших городах ситуация противоположная. Китайцы не знают, как выпроводить из Пекина, Шанхая и других мегаполисов «загостившихся» там русских!
Поэтому, скажу так: шенгенскую визу получить на порядок проще, чем туристическую мультивизу в Китай!
Но вот наконец, заветная виза вклеена в загранпаспорт и приступаем к покупке авиабилетов.
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Относительно дешево из Екатеринбурга в Шанхай можно улететь Уральскими авиалиниями. Если покупать билеты за пару месяцев, то можно уложиться и тысяч в 28-30 на человека туда-обратно. Но до вылета оставалось 5 дней, и на эту дату все билеты были проданы. Пришлось лететь Аэрофлотом в два раза дороже. Из плюсов – более удачная стыковка рейсов по времени в Москве и возможность перевозки багажа в 23 кг и ручной клади в 10 кг.
В самолете отличное питание и возможность смотреть фильмы на русском языке, через индивидуальные медиа-системы, встроенные в впередистоящие кресла (что очень помогает скоротать время при 9 часовом перелете из Москвы).
Очень красиво выглядит восход солнца с борта самолета:
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
И вот мы в Пудуне. Это международный аэропорт в Шанхае.
До 1999 года главным аэропортом Шанхая был аэропорт Хунцяо. А с 1999 года все международные рейсы стал принимать новый аэропорт, спроектированный архитектором Полем Андре.
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Он находится в 30 км от Шанхая.
Добраться из аэропорта до города можно или на метро или на новом сверхскоростном поезде на магнитной подушке Маглев. Это самый быстрый поезд в мире. Он развивает скорость в 430 км/час. Но мы решили на Маглев прокатиться отдельно, с «толком-чувством», а не уставшими после многочасового перелета.
В город поехали на метро.
Что касается шанхайского метро, то об этом надо рассказать отдельно. Почему?
Потому что шанхайское метро входит в Книгу рекордов Гиннеса, как самое большое метро в мире. Его протяженность более 500 км! Но это не предел. Китайцы планируют к 2020 году увеличить его до 780 км!
Само метро очень чистое.
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Билеты в метро стоят недорого. Цена зависит от длины маршрута. Т.е. покупаешь билет на станции сразу до необходимой тебе станции.
Про покупку билетов тоже стоит рассказать отдельно. Билеты продаются в автоматах. Автоматы подразделяются на несколько типов:
-с оплатой кредитной картой
-с оплатой наличными
В первый раз нам пришлось потратить немало времени, чтобы разобраться с этим чудом китайской техники. Основная сложность возникла с тем, что работают все автоматы на иероглифах, т.е. на китайском. Немного потыкав в кнопки, мы нашли, как переключить аппарат на английский. Дальше особых проблем нет. Главное сохранить купленный билет до выхода из метро, так как его надо прикладывать к турникету на выходе, чтобы выйти из метро.
На станциях установлены мониторы, на которых указывается время до прихода поезда. А платформа отделяется от путей прозрачной стеной из прочного стекла, имеющей раздвижные двери. Поезд на станции останавливается так, что двери вагона находятся напротив стеклянных дверей платформы и открываются одновременно. Это очень удобно и безопасно.
Сам вагон метро поражает комфортом. В каждом вагоне бесплатный Wi-Fi. Остановки объявляются на китайском и английском языках. Но мне показалось удобнее следить за маршрутом по электронному табло внутри вагона. На этом же табло демонстрируют рекламные ролики:
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Машинисты китайского метро практически не управляют поездом, так как управление полностью автоматизировано (управляет поездами автопилот), который точнее любого машиниста затормаживает поезд, чтобы двери вагона оказывались точно напротив дверей платформы. Зато у машинистов есть довольно интересная обязанность: они на каждой станции выходят из кабины на платформу (место выхода отделено специальной стеклянной перегородкой от общей платформы) и наблюдают, как происходит посадка-высадка пассажиров. И только после того, как специальный дежурный по платформе дает условный сигнал, что посадка успешно завершена, он заходит в кабину поезда и закрывает двери.
В отличие от российского метро, внутри вагона, даже на большой скорости довольно тихо. Можно спокойно разговаривать, а не надрываться, пытаясь перекричать шум от движущегося поезда.
Почти все китайцы в метро достают свои термоса и пьют чай. Едят. Наблюдать за этим очень необычно. Хотя на всех станциях метро много недорогих магазинчиков с различной выпечкой и напитками:
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Бутылочки одеты в симпатичные маечки. (видимо спонсор какого-то спортивного мероприятия):
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Очень неудобно, что по пути из аэропорта в метро нужно делать пересадку. С чемоданами и 25 миллионами китайцев в Шанхае, делать это не особо удобно. Если бы знали об этом заранее, то поехали бы на Маглев.
Наш путь лежал первым делом в гостиницу, чтобы привести себя в порядок, оставить вещи и отправиться в китайский цирк.
Про гостиницу скажу, что мы решили не селиться в 5-звездочный отель, а «быть поближе к народу», т.е. попросили принимающую сторону порекомендовать нам обычную китайскую гостиницу. Китайцы нас долго отговаривали от этого, уверяя, что нам (европейцам) обычная китайская гостиница не понравится. От этого нам становилось еще интереснее пожить среди китайцев.
Обязательное условие при выборе отеля было нахождение его в шаговой доступности от метро.
Выбор пал на уютный 3-звездочный отель Lianbang. ОН расположен в 5 минутах ходьбы от станции метро Lujiabang Road, почти в самом центре. Причем селятся в нем исключительно китайцы.
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Заселили в отель нас довольно быстро, выдав пароль от Wi-Fi.
Номера обставлены классической мебелью из темного дерева, но довольно старой. В каждом номере свое электрическое отопление. Есть чайник, телефон и телевизор с кабельными каналами (русского канала нет).
В 5-6 минутах езды от отеля находится торгово-развлекательный район Ксинтианди.
Приведя себя в порядок, мы отправились на представление в Шанхайский цирк.
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Почему именно в цирк?
Во-первых, посетить его, нам очень рекомендовала принимающая сторона.
Во-вторых, шанхайский цирк много лет подряд признается лучшим цирком в мире.
Очень интересно, что на билетах написана фраза, которая в переводе звучит буквально так: «Если ты не видел цирк Эра – значит ты не видел Шанхай!» (кстати сами билеты стоят от 200 до 600 юаней).
Признаюсь честно, что я думал, что в 50 лет удивить меня цирковым представлением невозможно.
Но китайцам это удалось в полной мере!
В китайском цирке нет привычных для россиян клоунов, нет номеров с дрессированными животными…
Зато то, что могут вытворять китайские акробаты со своим телом, просто не поддается описанию!
А 8 мотоциклистов, гоняющих ОДНОВРЕМЕННО в разных направлениях в одном стеклянном шаре – это вообще из области фантастики!
Вообще, если будете в Шанхае, обязательно посетите цирк Эра!
Добраться до цирка можно по первой ветке метро.
Что еще очень сильно понравилось – так это точность, с которой начинается представление. На арене идет обратный отсчет времени до начала представления. И представление начинается секунда в секунду с этим отсчетом!
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
После представления мы еще пару часов гуляли по городу. Вечером в многомиллионном городе совсем не многолюдно:
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Поужинав традиционной китайской лапшой со свининой в одном из небольших ресторанчиков, мы отправились спать в отель, так как на следующий день нам предстояла поездка на один из заводов японской компании Masuma, производящей запчасти для автомобилей.