Пришла пора разобраться с маслом для автомобильных двигателей.
Эта статья будет полезна, как для любителей, т.е. для владельцев машин, так и для профессионалов, т.е. тех, кто занимается ремонтом и обслуживанием машин.
Очень часто в нашем «Гибрид-сервисе» наблюдаю такую картину: заезжает на техобслуживание, например
Cadillac Escalade Hybrid, и его владелец с умным видом говорит: «Масло мне залейте обязательно SAE GF5 пятидесятой вязкости».
Или другой пример: владелец гибридного
Porsche Cayenne, изображая из себя знатока моторных масел, заявляет: «Мне заливайте масло только лучшее, с пролонгированным действием, категории не меньше, чем С4!».
Становится одновременно и смешно и грустно. Смешно от таких «знатоков», а грустно от того, что в стране люди у нас худо-бедно умеют читать и писать, т.е. считают себя образованными и грамотными. При этом имеют в собственности автомобиль (а иногда и не один). Но они абсолютно безграмотные в эксплуатации своего автомобиля. Многие даже «букварь» (инструкцию по эксплуатации и обслуживанию своего автомобиля) ни разу не открывали. А если и открывали, то абсолютно не обращали внимания на то, какое масло ТРЕБУЕТ заливать в ваш автомобиль производитель!
Признайтесь себе честно, смотрели ли вы хоть раз в инструкции на ваш автомобиль, какое масло в двигатель вашего автомобиля надо заливать? Назовете его классификацию? Вязкость? (именно ту, которую рекомендует завод-изготовитель).
Многие, начитавшись различных форумов, сразу ответят на этот вопрос так: «Да зачем нам читать инструкцию! Мы и так знаем, что в наш Приус надо лить масло SL 5W30». И эти люди впадают в абсолютный ступор, когда в магазине, просмотрев все канистры с маслом, не могут найти заветные буковки. А видят, к примеру, следующее:
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Давайте попробуем разложить все по полочкам.
Начнем с того, что автомобили у нас есть европейского, американского и японского (корейского) производства.
И в каждой стране есть свои требования к автомобильным маслам. Причем они довольно сильно отличаются друг от друга.
Рассмотрим первыми японские масла.
Большинство японских производителей моторов «играют» на изменении фаз газораспределения. И во многих случаях, они используют для этого давление моторного масла. (например система VVTi в Тойота Приус).
Кроме этого они особое внимание уделяют парам трения, т.е. на надежность и долговечность двигателя. Для этого они предъявляют к автомобильным маслам определенные требования. И эти требования классифицируются по системе
JACO. У нас в России масло предназначенное для внутреннего рынка Японии не найти, поэтому мы на нем подробно останавливаться не будем.
Все производители японских масел экспортируют их на европейский и американский рынки. И с японской классификацией JASO там ни кто не знаком.
На европейском рынке принята классификация
ACEA.
У европейцев другие основные требования к автомобильным маслам. Они в первую очередь предъявляют очень жесткие требования к противоизносным и антиокислительным свойствам масел. По «европейским» понятиям считается очень хорошо, если по спецификации масло имеет допуски производителей (например BMW, MB, VW).
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Уже общепризнано, что тепловой режим работы «европейских» ДВС более нагруженный или напряженный. Поэтому не так давно
классификация ACEA претерпела небольшие изменения. Так сейчас вместо масел класса А2, А3 и А5 пришли масла классификации с маркировкой А/В и С.
Что это обозначает?
Буковка А обозначает, что масло предназначено для бензинового двигателя, а цифра, которая стоит за ней обозначает класс (категорию) масла по бензиновой классификации.
Буква В обозначает, что это масло может применяться для дизельных двигателей ЛЕГКОВЫХ автомобилей. И соответственно цифра за ней обозначает класс (категорию) масла по дизельной классификации.
Например, масло на этом фото
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
имеет высшую на данный момент классификацию и по бензиновой, и по дизельной вервиям: А5/В5.
Остановимся немного на маслах
«low SAPS». Они маркируются буковкой С.
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
По поводу этих масел ходит множество различных слухов и домыслов. Развеем их. Расшифруем абривеатуру
SAPS по буквам (слово low, я думаю, что в переводе не нуждается).
SA – (sulphated ash) – ЗОЛА
Р- ФОСФОР
S- СЕРА
Что имеем в целом?
А в целом имеем масло, которое при сжигании образует малое количество золы. Зачем нужно такое масло?
Сажевым фильтром обычно оборудуются «дизели», оснащенные турбиной. А каждый дизельный мотор, который оснащен системой прямого впрыска, в своей конструкции содержит сажевый фильтр в обязательном порядке. Чтобы не «убить» такой фильтр раньше времени, рекомендуют применять только малозольное моторное масло. С одной стороны, если мы обсуждаем эксплуатацию сажевых фильтров, значит, речь идет о саже. Зола здесь, вроде бы, не фигурирует. Может быть, зола и сажа – это одно и то же? Попытаемся разобраться во всех этих сложностях, и выявить связь двумя разными понятиями.
Сажа – это продукт неполного сгорания топлива. Сама по себе сажа в большой концентрации содержит углерод, то есть графит. А значит, сам такой материал можно при желании сжечь, причем, полностью. Зола в своем составе содержит разные металлы, фосфор и серу, ну и углерод в небольшом количестве. Сжечь золу нельзя, а когда одинаковые по размеру частицы золы и сажи попадают в фильтр, то первые из них остаются там навсегда. Грубо говоря, сажевый фильтр в процессе эксплуатации всегда забивается золой, но чтобы этот процесс шел медленнее, рекомендуют использовать малозольное масло.
Как же маркируются в Европе масла для больших дизелей? Они имеют маркировку «Е». Но на дизелях мы с вами останавливаться не будем. Скажу только, что в дизельных маслах добавлено очень большое количество детергентов. Соответственно моющая способность таких масел на порядок выше, но выше и сульфатная зольность таких масел. (именно поэтому их не рекомендуется использовать в бензиновых двигателях).
Переходим к самой распространенной на сегодняшней день маркировке (классификации) масел - по
API.
Это чисто американский стандарт.
Чем американские двигатели отличаются от европейских и японских?
Правильно! Литражом! Шесть, а иногда и 8 литров объема для «американца» - это своеобразная норма. И где можно применить такую мощность ДВС? В городе? На хайвее с видеофиксацией?
Увы, но чистокровные американцы вынуждены работать вполсилы… А в городах и вовсе на треть своей мощности. Казалось бы это должно вести к огромной надежности таких ДВС. Но тут получается не все гладко!
Когда ДВС работает вполсилы, то его теплонагруженность сильно падает и это в свою очередь ведет к образованию низкотемпературных отложений (шламам). Колечки на таких ДВС быстро «закоксовываются» и двигатель начинает потреблять масло литрами.
Для предотвращения подобного американские производители ДВС требуют от производителей масел добавлять в моторные масла беззольные дисперсанты. Иногда их количество доходит до 60% от общего объема масляных присадок!
С отличием американского масла и требований к нему разобрались. Теперь разберемся с маркировкой.
Посмотрим на эту картинку:
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
По классификации API мы видим следующую маркировку:
SM
Будем рассматривать эту маркировку по буквам, так как в жизни вы дубеете с ней сталкиваться чаще всего (пока все не перейдут на новую международную классификацию ILSAC).
Итак, первая буква «S» обозначает, что это масло предназначено именно для бензинового двигателя. (для дизеля первая буква будет «C»).
Вторая буква «М» обозначает класс масла. Все современные двигатели имеют свои минимальный класс допуска, который можно заливать в данный двигатель. Рассмотрим это на примере Тойоты Приус в 20 кузове. У нее, для тех, кто не любит заглядывать в «букварь» на заливной горловине на крышке сделано напоминание, о том, какое масло можно заливать в этот ДВС. Там написано «SL».
Т.е. все масла, которые имеют класс ниже, чем «SL» заливать в этот двигатель НЕЛЬЗЯ!
Чтобы знать, какой класс масла выше или ниже, достаточно просто обратиться к английскому алфавиту.
Чем выше (дальше по списку) идет буква в алфавите, тем выше класс масел.
Очень часто клиенты задают вопрос: «Можно ли в Приус залить масло SM или SN?».
Ответ простой: не МОЖНО, а НУЖНО!
Чем выше класс залитого в ДВС масла, тем более долго будет работать ваш ДВС!
Выше класса «SL» на сегодняшний день выпускаются только масла класса «SM» и « SN».
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Нам с вами осталось рассмотреть самую последнюю классификацию масел
ILSAC. Она разрабатывалась и прималась под руководством международного комитета по стандартизации смазочных материалов. Т.е. на настоящий момент возникли такие сложности по предъявляемым к маслам требованиям, что их решено было стандартизировать на международном уровне.
Американская ассоциация производителей автомобилей (ААМА) и Японская ассоциация производителей автомобилей (JAMA) совместно создали Международных комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC - International Lubricant Standardization and Approval Committee).
Как и в американской системе API, в стандарте ILSAC различаются материалы, предназначенные для бензиновых моторов и для «дизелей». Но требования, разработанные сейчас, имеют отношение только к бензиновым двигателям. Не нужно удивляться, увидев на этикетке надпись «For gasoline» или «Super Gasoline», тогда как по API материал соответствует классу SJ/CF, имеющему отношение к «дизелям» и бензиновым ДВС одновременно.
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
О том, какая из современных систем классификации является более точной (API, ILSAC), мы рассуждать не будем. Заметим только, что чем позже стандарт был разработан, тем он актуальнее.
Всего в стандарте ILSAC предусмотрено пять классов качества, от GF-1 до GF-5.
Отмечу, что если моторное масло соответствует одному из указанных классов, оно подходит для эксплуатации с бензиновым двигателем. Но это не значит, что его нельзя эксплуатировать с дизельными моторами. В стандарте ILSAC не рассматриваются требования, предъявляемые к маслу для «дизеля», что иногда может сбивать с толку при выборе.
Какой класс по разной классификации, какому соответствует, вы можете посмотреть на примере этого фото:
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Мы разобрались с вами в классификации моторных масел.
В следующей статье мы с вами попытаемся разобраться с вязкостью моторных масел. Т.е. узнаем, что прячется за буковками, которые стоят после класса масла. Какие масла можно и нужно применять в гибридных автомобилях, а которые категорически не рекомендуется.
Удачи на дорогах!
Гордеев Сергей Николаевич
Свердловская обл., Белоярский р-н, с. Кочневское ул. Садовая 33
тел.: 8 902 444 23 35
Ник «FERMER»