Записаться в сервис
Запись на сервис доступна только для зарегистрированных пользователей.
Зарегистрироваться сейчас
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Тормозная система Приус (Toyota Prius)
(1 чел.) (1) гость
  • Страница:
  • 1

ТЕМА: Тормозная система Приус (Toyota Prius)

Тормозная система Приус (Toyota Prius) 09.11.2018 15:42 #1

  • efisakh
  • Вне сайта
  • Администратор
  • Проживание: Подмосковье
  • Постов: 10152
  • Репутация: 44
Тормозная система Приус

Любой человек заботится о своей безопасности, а водители автомобилей особенно. Владельцы гибридных авто знают, что благодаря продуманной и выверенной компоновке узлов и агрегатов, гибриды всегда успешно проходят многочисленные краш-тесты с неизменно высокой оценкой.

Европейская организация Euro NCAP провела краш-тест модели Toyota Prius нового поколения. По итогам испытаний гибрид получил максимальный балл – пять звезд из пяти возможных.
Источник: motor.ru/news/priusncap-20-04-2016.htm

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям


Видео по теме:

2016 Toyota Prius driver-side small overlap IIHS crash test

И после приобретения автомобиля водители, уповая на «высокие оценки краш-тестов», продолжают думать, что «если что случится…», то все будет нормально. И далее просто ездят, забывают о том, что любой автомобиль, в том числе и гибридный требует регулярного технического обслуживания. Ждут, когда «жареный петух в одно место клюнет»…

Давайте не будем ждать наступления этого события, а поговорим о такой «мелочи», на которую большинство обращает мало внимания – о тормозной жидкости.

Мысли у людей такие, что «чего тут думать и рассуждать, проверил уровень тормозухи – и достаточно».
Но это позиция страуса: голова у вас будет в спокойной прохладе от успокоительных мыслей, а все остальное может быть подвержено реальной опасности.

Говорить будем о тормозной системе Приуса в тридцатом кузове, впрочем, многое, о чем сейчас будет сказано, в полной мере применимо и к другим моделям гибридов, особенно т.н. «общие положения» - прочитайте, в них заключаются основные принципы безопасности при работе с тормозной системой гибридного автомобиля.

Из славного города Казани к нам приехал автомобиль в тридцатом кузове. Если ехать по трассе, то это больше тысячи километров. И что за беда привела к нам этого владельца, неужели в радиусе сотен километров не нашлось специалистов, которые могут устранить проблемы в тормозной системе?

Начнем с предистории:
• примерно после года эксплуатации машины, у владельца на этом гибриде из Казани стали происходить неприятности: начали регулярно выскакивать ошибки, причем, после посещения автосервиса, диагностики и расшифровки оказалось, что почти все они указывают на область тормозной системы.
Интернета сейчас много, там было прочитано, что одной из причин может являться тормозная жидкость.

В принципе, посыл верный: тормозная жидкость гигроскопична, она реально может втягивать в себя влагу как кухонная губка. Влага – это вода, грубо говоря, а тормозная жидкость после принятия в себя воды меняет свою химическую формулу и становится уже как бы не тормозной жидкостью, а неким «химическим составом», который, при попадании в гидробустер, в гидроаккумулятор и тормозные контуры, уже не может создавать требуемого давления. Отсюда и происходит возникновение одной или нескольких ошибок.
Клиент рассказал, что с этими ошибками он приехал на устранение проблемы в дилерский сервис города Казани. Там его успокоили, сказали, что неисправность обычная и заменили тормозную жидкость.

А далее образовался эффект снежного кома: если раньше ошибки появлялись достаточно редко и просто раздражали, то теперь частота их появления стала бесить владельца авто и приводить к мыслям о поиске такого автосервиса, где проблему смогли бы решить сразу и окончательно.
Тем более, что «официалы», в ответ на претензии владельца авто («проблема как была, так и осталась»), предложили ему поменять в сборе Skid Control ECU, мол, «это он виноват».

Этот блок управления помогает водителю управлять автомобилем и отвечает за работу сразу нескольких систем автомобиля. Говоря простым языком, это «система электронной помощи»; блок отвечает за АБС, системы стабилизации и курсовой устойчивости машины при движении, все эти функции «зашиты» внутри. Сколько стоит блок управления в сборе? Дорого.

Поэтому клиент призадумался, а в нем ли причина неисправности? А потом созвонился с нашим автосервисом hybridservis.ru/ – «тысяча километров для серьезной неисправности не расстояние».
Что мы делаем всегда при поступлении автомобиля в автосервис: проводим полную диагностику автомобиля. Обратите внимание на слова «полная диагностика». Никаких «коротких» или «экспресс-диагностик», только «полная». Почему так – ниже по тексту.

Да, в системе ABS действительно есть ошибки, система правильно не работает, ездить просто опасно, в дороге всё может случится.

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям


Ошибки в системе АБС С1246 и С1247 для большинства автосервисов являются реальным камнем преткновения.
А если у этих ошибок еще каждый раз при диагностике различные т.н. «подкоды», то задача становится почти неразрешимой, так как они бывают совершенно разными и на первый взгляд никак не могут влиять на работоспособности тормозной системы, системы ABS и других систем: то один соленоид в актюаторе не работает, то другой …то калибровка разная по контурам выскакивает … ошибки самые разные!

Как с этим ведут борьбу?
Стандартно, привычно и не обременяя свой разум: приговаривают к замене гидробустеры, тормозные цилиндры, блоки управления, находят еще какие-то причины и засылают клиента на разборки или в магазины приобрести то или другое, потом ставят привезенное вместо «типа неисправного», но ошибка или ошибки как есть, так и остаются.

А теперь заглянем внутрь тормозного бачка:

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям


Нет слов, только выражение: «Адская смесь». Никакой гидробустер и гидроаккумулятор не смогут эффективно работать на основе этой жидкости.

При осмотре обратили внимание: крышка тормозного бачка почему-то была прикрыта неплотно, эдак кривенько одета и держалась еле-еле … в чем причина?
А вот в чем, сами посмотрите:

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям


Разбухшая резина просто не давала возможность одеть ее как положено. Находящаяся внутри бачка «адская смесь» остатков тормозной жидкости, воды и, естественно, грязи в виде дорожной взвеси не дало ни единого шанса резиновому уплотнению: оно раскисло и разбухло.

Исходя из имеющегося опыта, а так же понимая, что не каждый владелец гибридного авто обслуживает машину, как предписывает ремонтный мануал, проверяем состояние тормозной жидкости, не «напиталась ли она влагой».
Для этого есть два вида приборов: рефрактометр –

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям

Фото из Интернета

Или другой, более привычный нам инструмент – Brake Fluid Tester, который используем постоянно – вместе с клиентом можем оперативно и наглядно увидеть состояние проверяемой тормозной жидкости.

Прибор верой и правдой служит нам уже долгие годы, потому прошу не обращать внимание на его внешний вид.

На фото ниже: «Прибор перед началом проверки – щуп опущен в тормозную жидкость, но красная кнопка не нажата». Красная стрелка прибора лежит слева внизу на шкале.

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям


На фото: щуп опущен в тормозную жидкость, но красная кнопка не нажата.
После нажатия красной кнопки, через 1-2 секунды стрелка на приборе двигается вправо и показывает истинное состояние тормозной жидкости – посмотрите на фото ниже и сами определите состояние тормозной жидкости на этом Приусе из Казани.

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям


Если стрелка в синей зоне или отклонилась от нуля ненамного, значит, тормозная жидкость влаги не содержит и может быть признана годной для эксплуатации.
Если стрелка уходит в конец синей зоны или переходит в красную зону – всё, такая тормозная жидкость для эксплуатации непригодна и ее надо менять.
На фото выше стрелка ушла в красную зону, что может означать единственное: в тормозной системе этого автомобиля находится «почти вода» (у нас есть другое выражение для таких случаев: «Адская смесь».).

А теперь давайте посмотрим на откачанную из этого авто тормозную жидкость:

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям


Надеюсь, вы увидели, что откачанная жидкость из тормозной системы этого авто немного отстоялась и потом расслоилась. Правильное название этого: «мутная взвесь». Это довольно опасная штука при использовании в тормозной системе. Особенно зимой, когда начинаются морозы: можете потренировать свое воображение и представить, что будет с автомобилем и пассажирами при жалких «минус десяти градусах», когда при какой-то ситуации водитель нажмет на тормозную педаль, а она «колом»…

Возникает резонный вопрос: как можно откачать тормозную жидкость из бачка?
Для этого мы применяем вот такой специальный прибор для замены тормозной жидкости:

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям


Что делаем далее: одним литром новой тормозной жидкости тщательно промываем всю тормозную систему начиная с расширительного бачка, гидронасоса, гидроаккумулятора, и рабочих тормозных цилиндров каждого контура. Т.е. сначала спустили (удалили) «адскую смесь» и только потом, залив второй литр оригинальной тойотовской тормозной жидкости, заканчиваем процедуру замены тормозной жидкости.
После этого проводим обязательный и окончательный замер прибором: он показал, что залитая тормозная жидкость отличная, отклонения в допустимых погрешностях и теперь тормозная система может выполнять свои положенные функции.

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям



На фото: показания прибора в норме, теперь владелец авто может быть спокоен до следующего гарантийного момента, когда согласно мануала надо будет менять тормозную жидкость.


Теперь коротко о видах и классификации тормозной жидкости, читайте, пригодится.
Итак, тормозная жидкость (далее ТЖ) по нормам Department of Transportation США (далее DOT) подразделяется на несколько типов и классифицируется по температуре кипения ТЖ и ее кинематической вязкости, которая отвечает за способность тормозной жидкости циркулировать в магистрали тормозной системы при температурах от минус 40 до плюс 100 градусов Цельсия.

Температура кипения ТЖ говорит о той температурной точке, при которой образуется т.н. «паровая пробка», возникающая при высокой температуре. Будет «пробка» - тормозная система не сработает вовремя и как положено.

А теперь главное: виды ТЖ. Их несколько – DOT-3, DOT-4, DOT-5, DOT-5.1.

По своему составу (основе) тормозные жидкости делятся на:

— минеральные (касторовые): красно-оранжевая жидкость «БСК»
— гликолевые (DOT 3, DOT 4, DOT 5.1)
— силиконовые (DOT 5)

DOT-3 – применяется при обычных (спокойных), условиях эксплуатации с тормозами дискового или барабанного типа. И если мы посмотрим на крышку тормозного бачка на 10,11 или 20 Приусе, то увидим, что эта тормозная жидкость вполне походит для этих автомобилей.
DOT-4 - применяется на автомобилях в условиях усложнённого режима движения (например: «Режим «город» - разгон и торможение») на авто с дисковыми тормозами. Применяется на современных автомобилях.

Обратите внимание на ТЖ DOT-5!
Эта тормозная жидкость производится на основе силикона и несовместима с остальными тормозными жидкостями.
Некоторые владельцы авто начинаются интернетов, услышат там, что «чем выше цифра тормозной жидкости, тем лучше», а потом покупают и заливают в свой автомобиль DOT-5 или даже DOT-5.1, думая, что теперь-то им «сам черт не страшен, тормоза будут как зверь».
Увы, это не так.

DOT-5 - эта тормозная жидкость рекомендуется к использованию при работе авто в экстремальных условиях эксплуатации и критическом/зактритическом температурном режиме.
DOT-5.1 – это для спортивных авто, которые гоняют по трассам для установления рекордов.

И чтобы не перепутать, на упаковке пишется:
DOT 5 – SBBF («silicon based brake fluids» - тормозная жидкость на основе силикона)
DOT 5.1 – NSBBF («non silicon based brake fluids» - тормозная жидкость не на основе силикона).

Почему на гибридах не требуется жидкость, которая применяется на гоночных автомобилях?
Потому что на гибридах перегрев тормозной жидкости (новой) практически невозможен, так как в отличии от простого бензинового автомобиля, часть функции затормаживания автомобиля берут на себя мотор-генераторы.

И нельзя не сказать пару слов о гигроскопичности тормозной жидкости (способность поглощать водяные пары из воздуха). Поэтому при покупке тормозной жидкости всегда обращайте внимание на герметичность упаковки: если она имеет повреждения, то неизвестно, сколько времени этот флакон пролежал на складах и сколько впитал водяных воздушных паров.

Какие есть минусы в случае, если тормозная жидкость набрала много влаги из воздуха:

- тормозная жидкость раньше закипает (это самое страшное свойство тормозной жидкости для простых бензиновых автомобилей)
- быстрее и сильнее густеет при низких температурах
- хуже смазывает детали (а вот это свойство тормозной жидкости может вывести из строя такой дорогой агрегат, как гидробустер)
- металлы в ней коррозируют быстрее.

Возможные реальные последствия:
- тормозное усилие значительно ослабевает (давишь на педаль, а машина почти не тормозит)
- тормозная педаль при нажатии на нее «становится колом» - тугая и почти не поддается усилию ноги
- при морозах в тормозной системе может образовываться ледяная пробка, в результате чего тормозная система будет малофункциональна или перестанет работать вообще (зависит от количества влаги в тормозной жидкости)
- металлические детали тормозной системы будут ржаветь (коррозироваться) быстрее

***
Ну а мы продолжаем дальше рассказывать о гибриде из Казани. После замены тормозной жидкости надо откалибровать линейный клапан, этот клапан калибрует (приводит в положенную норму) давление во всех четырех контурах, в Приусе они независимые и каждым контуром управляет свой актюатор и соленоид – за счет этого работает система курсовой устойчивости, стабилизации, «антиюз», «антибукс» и так далее (см. ниже).

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям


Смысл простой: если есть четыре рабочих контура и каждый имеет свои управляющие устройства, то блок управления, на основании полученной от датчиков информации может независимо подтормаживать (например) каждое колесо отдельно от остальных.

Калибровка линейного клапана производится сканером, но успешность операции возможна только при одном важном условии: если в системе нет ни единой другой ошибки. Даже при наличии простейшей ошибки С1202 (низкий уровень тормозной жидкости), калибровка не произойдет.

***
Советы автовладельцам.

Если вы хотите поменять или долить тормозную жидкость, а сами не в курсе, какая именно ТЖ залита ваш автомобиль – не надо торопиться, проведите предварительно простейшую проверку, иначе, залив в бачок несовместимую тормозную жидкость, вы можете обречь себя на очень долгое восстановление всей тормозной системы, сопутствующих компонентов и весьма денежный ремонт.
Надо немного откачать тормозной жидкости из расширительного бачка и налить ее в какую-либо прозрачную емкость. Потом добавить туда приблизительно такой же объем той жидкости, которую хотите долить. Взболтать. Поставить на ровное место и подождать минут пять. А потом посмотреть и определить визуально: полученная смесь не свернулась ли? Нет ли там расслоения жидкости? Не стала ли она мутной, не пошла ли хлопьями?
И если все нормально, то можно успокоиться и доливать или заливать новую тормозную жидкость.

***

Эта тема, о которой мы сейчас говорим, в гибридных автомобилях стоит довольно остро, жаль, что на нее так мало обращают внимания.
В большинстве автосервисов почему сложилось такое убеждение: Приус (или другой гибрид) – это точно такой же автомобиль, как и остальные, только вместо бензинового мотора стоит электрический.

Но давайте уясним и запомним еще раз: подавляющее большинство систем гибридного автомобиля в корне отличаются от подобных систем бензиновых или дизельных авто. Вместе с гибридами автомобилестроение сделало шаг вперед и кое-что изменило, например, используется электронасос, который называется «гидронасос» и под большим давлением накачивает тормозную жидкость в специальный резервуар под названием «гидроаккумулятор».
Весь этот узел в сборе называется «гидробустер» (Hydro-Booster), который имеет свое отдельное реле (Hydro-Booster Pump Motor Relаy), все это управляется по специальному алгоритму.

Устройство весьма дорогое, но оно легко может выйти из строя при использовании некачественной тормозной жидкости – «мелочи», как думают некоторые автовладельцы и автоспециалисты: из-за несвоевременной замены тормозной жидкости, которая за несколько лет активно напитывается влагой, в тормозной системе медленно, но верно происходят необратимые изменения: коррозируются (ржавеют) металлические детали клапанов, актюаторов, соленоидов и тому подобное.

Самое печальное: «это не лечится», нет еще такого химического состава, не продается в магазинах «волшебная бутылочка», которую можно залить в тормозную систему, взболтать и получить эффект полного очищения от ржавчины и коррозии.
Именно поэтому Производитель рекомендует: «тормозная жидкость на гибридных авто меняется в два раза чаще, чем на обычных автомобилях». Желательна замена раз в 2-3 года.

А теперь давайте включим наше воображение и попытаемся представить, как будет работать гидроаккумулятор при условии, что тормозная жидкость не менялась несколько лет.
Это значит: «напиталась влагой и изменила свой химический состав».
Гидроаккумулятор будет добросовестно включаться и поднимать давление в системе. Накачал. Выключился. Но только собрался прилечь отдохнуть, как блок управления снова его толкает: «- Эй, чего разлегся, давление маленькое, включайся быстренько снова!».
Гидробустер опять включается и снова накачивает давление. И чем старее тормозная жидкость, тем чаще он будет включаться и незапланированно изнашиваться. А стоимость его значительная. И обойтись мелкой заменой «каких-то клапанов-уплотнений» не получится.

*** Советы автовладельцам.
1. Есть способ, который может помочь водителю самому определить степень износа гидробустера. Для этого не надо иметь музыкальный слух – просто откройте капот и прислушайтесь к работе гидробустера, когда он включен и накачивает давление. Если услышите неприятный, грубый металический звук или скрежет, то надо начинать готовиться к неизбежной замене данного узла.
Беспокоиться не надо только в том случае, если звук «чистый и приятный», значит, гидробустер работает штатно.
Конечно, это довольно относительный способ определения неисправности, называется он «на слух и на нюх», но если нет определенного опыта, почему бы и нет.

2. Если вам все же пришлось приобретать на разборке контрактную деталь, то обязательно договоритесь о «гарантии на установку». Дело в том, что на разборках, как показывает наша многолетняя практика, именно эти детали приходят уже или в неисправном состоянии, или «на пределе рабочей возможности». Так что не стоит удивляться тому, что, если вы поменяли свой неисправный узел на контрактный, а неисправность не ушла, значит, вы просто поменяли «неисправный на неисправный».

3. Лучше всего использовать рекомендуемую Производителем тормозную жидкость. Но она неприлично дорогая. Поэтому в нашем сервисе hybridservis.ru/ мы используем несколько видов тормозной жидкости разных производителей, т.е. рассчитанные на разную «толщину кошелька» клиента:

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям



Гордеев Сергей Николаевич
(ник на форуме - FERMER)
Свердловская обл., Белоярский р-н
с.Кочневское, ул.Садовая, д.33.
+7 (902) 444-23-35
hybridservis.ru
Изменено: 12.11.2018 11:15 от efisakh.
Спасибо сказали: nel4868
  • Страница:
  • 1
Время создания страницы: 0.34 секунд