Давайте поговорим сегодня о такой технологической операции,
как
РЕМОНТ ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ БАТАРЕИ.
Ни в одном ремонтном мануале вы не найдете инструкции, как правильно отремонтировать высоковольтную батарею на гибридном автомобиле.
Почему?
Потому что при любой неисправности высоковольтной батареи во всех ремонтных мануалах написано одно: «снимите высоковольтную батарею с автомобиля и отправьте ее производителю на ремонт или замену».
При чем стоимость такого ремонта каждый мастер определяет самостоятельно, т.е. устанавливает ту, которая ему нравится.
Во всех каталогах, которые рассчитывают нормы времени и стоимость ремонта, такой операции, как «ремонт высоковольтной батареи» просто нет. Вот вам для примера скрин одной из популярных программ по расчету времени, необходимого на ремонт.
Возьмем любой гибридный автомобиль, например, LEXUS RX400H. Видно, что любую операцию по ремонту ДВС на этом автомобиле мы легко можем “проценить». А вот высоковольтной батареи в этом списке нет.
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Сразу могу сказать, что научить «по интернету» ремонтировать высоковольтную батарею НЕВОЗМОЖНО.
Но понять, чем квалифицированный ремонт ввб отличается от «замены элемента», вполне можно.
Сейчас за ремонт высоковольтных батарей на гибридах берутся все, кому не лень.
В чем в большинстве случаев заключается такой «ремонт»?
Человек купил недорогой китайский сканер или простую ЕЛМку с установленной на компьютере «ломанной» дилерской диагностической программой, и считает, что к ремонту высоковольтной батареи он ГОТОВ!
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Подключив сканер к машине, такие «диагносты», читают ошибки в блоках управления автомобилем и смотрят «текущие параметры», после чего «приговаривают» на замену несколько элементов батареи.
Если вы попали к такому «мастеру»,
который поступил именно так – берите свои вещи в охапку,
садитесь в свою машину и гоните от такого сервиса, как можно дальше!
Первое, что вы должны запомнить, как ВЛАДЕЛЬЦЫ, гибридного автомобиля, что, подключив к автомобилю сканер – НЕВОЗМОЖНО определить кол-во неисправных элементов в высоковольтной батарее! И это абсолютно не зависит ни от марки сканера (будь это хоть трижды «дилерский аппарат»), ни от марки вашего автомобиля.
Единственный в мире автомобиль, на котором с помощью сканера можно точно определить кол-во неисправных элементов – это LEXUS LS600H.
Почему?
Да потому, что ТОЛЬКО НА ЭТОМ автомобиле сканер видит все 20 элементов высоковольтной батареи
ПОШТУЧНО!
На всех остальных гибридных автомобилях сканер «видит» элементы высоковольтной батареи только
ПАРАМИ.
Возьмем для примера самый простой случай: на Приусе в 20 кузове вышла из строя высоковольтная батарея.
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Блок управления высоковольтной батареей выдает нам ошибку Р0А80. (это самая распространенная ошибка по неисправности ввб на этом кузове).
К ней могут быть дополнительные ошибки в виде: Р0А7F, и допустим ошибка Р3011, которая конкретно указывает, что вышел из строя блок №1 высоковольтной батареи.
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Мы можем зайти в текущие параметры ввб и действительно увидим, что под нагрузкой (а как правильно создать нагрузку – об этом отдельный разговор), в элементе №1 на сканере напряжение меньше максимального допустим на 0,8 вольта.
О чем нам это говорит? Можем мы назвать клиенту кол-во неисправных элементов в батарее?
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Однозначно: НЕТ!
Опять возникает вопрос: ПОЧЕМУ не можем?
Да потому что мы с помощью сканера просто определили, что в первой связке высоковольтной батареи есть неисправный элемент. А какой элемент (1 или 2 неисправный) мы сказать без разбора батареи не сможем. (при этом допускают еще одну типовую ошибку, так как не знают, как правильно «посчитать» элементы: от блока управления ввб или наоборот к блоку управления?). А на разных гибридных автомобилях этот «подсчет» ведется абсолютно по-разному – в разные стороны.
При том, довольно часто бывает, что в этом случае неисправен совсем не 1 элемент, а оба. Часто такое бывает, когда неисправный элемент взрывается не вверх (или не только вверх, как на нашем примере), а вбок. При этом повреждается рядом, стоящий элемент.
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Мы с вами разобрали САМЫЙ ПРОСТОЙ случай. Но в жизни все бывает НАМНОГО сложнее.
Еще раз напомню главное, то, о чем писал ранее: с помощью сканера определить кол-во неисправных элементов в батарее НЕВОЗМОЖНО.
Дальше мы рассмотрим самые частые ошибки,
которые допускают те, кто решает отремонтировать ввб самостоятельно.
Первая ошибка: не проводится эквализация ввб перед снятием ее с машины.
Для чего это нужно?
Для того, чтобы можно было правильно рассчитать остаточную емкость элементов данной высоковольтной батареи.
А для этого нам нужны такие параметры, как время нагрузки, мощность нагрузки, уровень заряда батареи и номинальное напряжение элемента до которого мы должны разрядить элемент при вычислении остаточной емкости.
Посмотрите вот на эту табличку. На ней наглядно показано, как от УРОВНЯ заряда меняется остаточная емкость заряда.
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Есть пороговые значения элементов, при которых сульфатация при разряде элемента становится НЕОБРАТИМОЙ! Поэтому начинать нагружать элемент мы должны при его максимальном уровне заряда. Для этого и проводится эквализация. Но и не должны разрядить элемент в зону необратимой сульфатации.
Но тут есть подводный камень: если на 10 Приусе мы можем легко включить процесс эквализации ввб (выполнив предварительно 3 условия), всего лишь сбросив на 1 минуту минусовую клемму со вспомогательного акб, то на 11 Приусе такой вариант уже не «прокатит».
Но на 11 Приусе, к счастью для мастеров, есть тоже довольно простой метод включения эквализации - сканером через сервисное меню блока управления высоковольтной батареей.
Для этого надо войти в утилиты блока управления высоковольтной батареей:
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
а затем выбрать пункт «эквализация»:
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
При чем очень часто мастера не видят разницы между «инициализацией» и «эквализацией». В меню эти два пункта стоят рядом. (что такое инициализация – это вопрос отдельный)
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
А вот начиная с 20 Приуса для тех, кто решил выполнить самостоятельный ремонт, поджидает подводный камень – в меню блока управления высоковольтной батареей уже нет пункта включения режима эквализации… Как нет такого пункта и на всех других, более современных гибридах. Вот фото меню блока управления ввб на 20 Приусе:
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Почему?
Ответ простой: чтобы ни какие «шаловливые ручки» не лазили в эту самую ввб и не ломали то, что еще не сломано.
Режим эквализации на всех современных гибридных автомобилях есть! Но он «спрятан» японскими инженерами.
Вторая ошибка, которая иногда приводит к выводу из строя ВСЕЙ высоковольтной батареи – это температура элементов, при которой МОЖНО и самое главное НУЖНО выполнять этот самый ремонт!
А кто из самостоятельных «ремонтников» обращает внимание на температуру элементов ввб при начале ремонта?
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Да никто!
Почему?
Потому что они не знают, при какой температуре МОЖНО будет провести эквализацию (и почему именно эквализация не включается, когда какой-то из элементов ввб имеет температуру ниже 0 гр. Цельсия…).
Но низкая температура элементов может привести только к неправильному расчету остаточной емкости. Ведь напряжение при одной силе тока, но разной температуре элемента будет совсем разным! Посмотрите для примера на этот график:
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
А вот высокая температура элементов имеет страшные для всей ввб последствия!
Если перед тем, как «раскручивать» стянутые в блок элементы не охладить до определенной температуры, то элементы просто «раздует» - они станут не плоскими, а пузатыми.
После того, как вы раскрутили не остывшую до необходимой температуры ввб, ремонтировать такую ее уже точно бесполезно – вы своими руками УБИЛИ всю высоковольтную батарею в сборе! Если потом, когда ввб остынет, стянуть ее мастерам все же удастся, то скорее всего она просто загорится в момент эксплуатации под нагрузкой. Элементы снова начнет раздувать, но раздуваться им некуда, так как они стянуты с боков. Тогда они просто начинают взрываться или оплавляться и загораться.
Вот вам фото такой высоковольтной батареи, которая вспыхнула прямо на автомобиле после неквалифицированного ремонта, когда «мастера» не обратили внимание на раздувшиеся от перегрева элементы. Хозяин автомобиля в данном случае успел воспользоваться порошковым огнетушителем и сумел потушить батарею. Но не все оказываются такими быстрыми и ловкими.
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Третья ошибка, которую допускают практически все, при ремонте ввб:
Если всё же неисправный элемент (или один из элементов) «мастеру» удалось найти потому что он «совсем мертвый» и напряжение на нем даже без нагрузки на несколько вольт ниже остальных, то тупая замена этого элемента в большинстве случаев не даст положительного эффекта…
Почему?
Да потому что ремонт высоковольтной батареи подразумевает то, что все элементы в батарее при ремонте мы должны «перетасовать».
Зачем?
Для того, чтобы собрать элементы в пары, равные друг другу по остаточной емкости. (напомню, что блок управления высоковольтной батареи «отслеживает» не емкость каждого элемента ввб, а емкость ПАР этой батареи. И очень часто бывает, что даже когда ВСЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ВВБ исправны, а блок управления выдает ошибку Р0А80, что элементы в батарее неисправны и DELTA SOC такой ввб растет.
Есть два способа, как правильно собрать элементы в пары по емкости:
-первый: математический. Но он достаточно трудоемок, и не всегда, даже вычислив нужную остаточную емкость пары, вам удастся собрать эти самые пары правильно.
-второй: логический. Он очень простой и ему мы обучаем наших учеников на курсах.
Четвертая ошибка: что мы должны сделать с вами перед установкой нового элемента в батарею вместо неисправного?
Вот этим вопросом не задается вообще ни один мастер-ломастер…
А если мы не разрядим вновь устанавливаемый элемент с РАБОЧЕГО напряжения до НОМИНАЛЬНОГО напряжения, то такая ввб (даже полностью исправная) будет выдавать ошибку, и DELTA SOC опять будет расти.
Пятая ошибка: после сборки ввб и установки ее на машину, многие опять же не проводят процесс эквализации.
Почему?
Ответ уже был выше – потому что не знают, как ее провести…
Шестая ошибка: отремонтировав (правильно или неправильно) ввб, «мастер» отдает машину клиенту, не проводя «первый динамический тест» автомобиля.
Про «первый стояночный тест» коробки многие давно наслышаны, а вот про «первый динамический тест ввб» слышат впервые.
А без этого теста сказать, удалось ли нам отремонтировать автомобиль – опять же НЕВОЗМОЖНО!
Многие же, кто знает, как проводить правильно этот тест, допускают следующую ошибку – не вносят поправку в «конструктивную скорость автомобиля» в зависимости от установленных на него нештатных дисков и колес. А это ОЧЕНЬ ГРУБАЯ ошибка!
Какая штатная резина должна стоять на 10 и 11 Приусе? Думаю, что многие про такой типоразмер резины даже и не слышали – 165/65-15.
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
А что мы видим практически? Так на 10 или 11 Приусе обычно владельцы ставят «волговскую» резину – 185/65-15. А с этой резиной мы уже должны внести в тест поправку на 18 км/час.
Поэтому и не удается пройти тест.
Эта резина является штатной для Приуса в 20 кузове.
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Мы с вами рассмотрели всего 6-7 «типовых» ошибок, которые допускают практически все «мастера» при ремонте высоковольтных батарей.
А на самом деле их намного больше!
А допустив всего одну ошибку,
вы ТОЧНО не сможете отремонтировать ввб.
Поэтому трезво оцените свои силы, перед тем,
как браться за самостоятельный ремонт батареи.
Думаю, что после прочтения этой статьи, многие перестанут обижаться на меня за то, что я не могу их научить ремонту высоковольтной батареи «по интернету» или «по телефону».
Мои совет: или доверьте эту работу профессионалам, или приезжайте к нам на обучение -
hybridservis.ru/obuchenie/kursy-po-remontu-gibridov