Заправка и ремонт автокондиционеров
Самые часто задаваемые вопросы по автомобильному кондиционеру.
1.Нужно ли «дозаправлять» автомобильный кондиционер и как часто надо это делать?Почему холодильники служат десятилетиями и их не надо заправлять, а жизнь автомобильного кондиционера намного короче?
Ответ: Автомобильные кондиционеры необходимо заправлять по мере утечки хладагента (фреона). В среднем через 2-3 года. Зимой кондиционер а автомобиле необходимо включать раз в 2 недели на 5-10 минут (если это позволяет система контроля и управления кондиционером), для того, чтобы резиновые уплотнители (колечки) лучше пропитывались компрессорным маслом и не допускали утечки фреона в атмосферу.
Автомобильный кондиционер состоит из элементов, которые связаны между собой резьбовыми и болтовыми соединениями с резиновыми уплотнителями. Вибрации при работе двигателя, езде, температурные перепады вызывают ослабление соединений и выход хладагента из системы.
Холодильники же имеют сварную систему трубопроводов, они практически не подвержены вибрации, температурный режим стабилен.
2. Какие меры нужно предпринимать автовладельцу, чтобы кондиционер в автомобиле служил как можно дольше?
Ответ: автовладельцу необходимо содержать подкапотное пространство автомобиля, где и располагается большая часть элементов системы АК (автомобильного кондиционера) в чистоте (необходимо периодически мыть двигатель). Особое внимание уделять конденсатору (радиатору кондиционера).
После зимнего периода эксплуатации необходимо промыть радиатор АК для удаления солевых отложении. В период цветения деревьев (тополиный пух) необходимо удалять все инородные предметы, которые засасываются в радиатор. Особенно между радиатором кондиционера и ДВС.
Если какая-либо трубочка вибрирует (дрожит), её надо прикрепить к неподвижным частям штатными хомутами, или как вариант эластичными хомутами.
Один раз в год посещать специалиста по заправке АК для диагностики системы. Не пытаться ремонтировать систему АК самостоятельно или при помощи гаражных специалистов. Своевременно менять воздушный фильтр в салоне автомобиля.
3. Можно ли включать автомобильный кондиционер при отрытых окнах автомобиля?
Ответ: можно, но это то же самое, что работа холодильника при открытой дверце.
4. Можно ли заправить тракт АК другим хладагентом ( поменять R12 на R134а и наоборот )?
Ответ: простая замена хладагентов недопустима и приведет систему к выходу из строя. Можно здесь дополнить, что теоретически и практически это возможно, но надо провести целый ряд сложных мероприятий, что вряд ли целесообразно.
Данные работы ( переход с R12 на R134a ) сейчас очень популярны в США, что связано с запретом использования хладагента R12 с 2000 года, а также с все более увеличивающейся стоимостью хладагента R12.
Для избежания досадных ситуаций, фирмы-производители автокондиционеров поступили просто. Чтобы не было путаницы куда чего заливать и в какую систему какой газ заправлять, решено было сделать заправочные штуцеры под 134 фреон принципиально иными и отличными от 12-ых.
Заправочные штуцеры под 12 газ сильно напоминают обыкновенные колесные ниппеля с закручивающимся сверху колпачком, в точности так как на автомобильном колесе. Размер самого штуцера соизмерим с тем же колесным ниппелем, да и сам ниппель, стоящий внутри штуцера может быть легко заменен колесным.
Штуцер, который применяется для 134 фреона гораздо больше в диаметре и значительно выше. Визуально он похож на быстроразъемные соединения для пневмоинструмента. Кран, который одевается сверху для заправки - быстроразъемная внутренняя муфта, которая не наворачивается по резьбе сверху, как на 12-ом штуцере, а фиксируется несколькими упорами за специальную канавку на штуцере.
Пластиковые колпачки, которыми предохраняются заправочные штуцера на этих системах, тоже разные и по размеру, и по внешнему виду. Колпачок от системы, работающей на 12-ом фреоне можно легко перепутать с колесным. А колпачки от системы, работающей на 134 фреоне, напоминают скорее крупные крышечки от тюбиков зубной пасты, только окрашены в яркие цвета: красный, черный, синий. Таким образом, получается, что даже если сильно захотеть, то оборудованием под 134 фреон невозможно заправить систему, работающую на 12 фреоне и наоборот.
5. Во время работы АК мне дует холодом в лицо, я от этого плохо себя чувствую, начинаю простужаться. Что делать?
Ответ: этот автовладелец неправильно пользуется системой климат-контроля, которая установлена на Приусе. Он использует кондиционер на полную мощность, т.е. он переключает ручку «холод-тепло» из одного положения в другое, т.е. от минимума до максимума.
Первое, что надо знать владельцу - это то, что переключатель режимов должен обычно находиться в положении A/C avto. В этом положении вы включили режим климат контроля. И можете спокойно задать блоку управления комфортную для вас температуру. Блок управления сам будет выбирать, откуда ему забирать воздух: с улицы или из салона, какие заслонки открыть-закрыть, какую мощность вентиляторов включить и т.д.
Поток воздуха лучше всего направлять вверх, а не в лицо, так как это может вызвать простудные заболевания.
6. Иногда во время включения АК из воздуховодов начинают идти какие-то белые хлопья, что это такое и насколько следует этого пугаться?
Ответ: это иней, т.е. система АК настолько эффективна, что на испарителе образуется ледяная шуба, но с другой стороны это показывает , что элемент регулирования потока хладагента в испаритель либо неисправен и требует замены, либо требует регулировки.
7. Сколько хладагента может войти в систему при ее заправке и как лучше заправлять?
Ответ: в систему кондиционера может войти большое количество хладагента, определяемое ее внутренним объемом ( вплоть до выхода ее из строя ), поэтому мастер должен осуществлять контроль за заправкой.
При полной заправке вес закачиваемого в систему хладогента определяется по весам. Т.е. баллон с фреоном ставится на специальные высокоточные весы и в систему закачивается то количество, которое определил завод изготовитель.
Второй метод - по мерной колбе. Жидкий газ закачивается в колбу из баллона, за его количеством можно наблюдать по мерной шкале, градуированной в граммах. Затем открываются краны, и газ устремляется внутрь кондиционера. Из-за выравнивания давлений в колбе и системе, весь газ в систему не входит. Чтобы "запихнуть" его, на мерной колбе предусмотрен нагревательный элемент, поднимающий давление газа.
Можно заправлять и другим способом - через порт обратной магистрали при включенном компрессоре кондиционера. В этом случае ваш компрессор засасывает газ сам. Если на системе предусмотрен смотровой глазок, за полнотой системы можно следить еще и по нему. Вместе с фреоном в систему при необходимости заправляется масло или ультрафиолетовый краситель. Делается это через специальный инжектор.
8. Почему нужно соблюсти именно точное количество фреона?
В недозаправленной системе наступает масляное голодание компрессора. Как известно, масло переносится фреоном. Если фреона мало, то в компрессор поступает недостаточно масла и это приводит к его преждевременному выходу из строя. Кроме того, недозаправленный кондиционер плохо холодит.
Перезаправленная система ничуть не лучше. В ней возникают повышенные давления, компрессор работает на пределе возможностей, бывает даже отключается по аварийному давлению. Как и в первом случае, кондиционер не холодит.
9. Почему у меня в салоне при включении кондиционера появляется неприятный запах?
Нередко владельцам автомобильных кондиционеров приходится сталкиваться с такой проблемой, как жуткий запах. При включении автокондиционера вместе с охлажденным воздухом в салон автомобиля поступает "аромат" то ли перепревших тряпок, то ли от сдохшей крысы. В таких случаях обычно говорят, что в кондиционере завелся грибок.
Как правило, неприятный запах из дефлекторов появляется сразу после повторного включения автокондиционера, и в большинстве случаев связан с элементарной грязью.
Испаритель - это тот же радиатор, только маленький. Проходя через него, воздух и охлаждается. Вместе с воздухом, особенно если перед испарителем не стоит салонный воздушный фильтр, с улицы засасывается тополиный пух, пыль и грязь. Поскольку испаритель при работающем кондиционере ледяной, на нем конденсируется влага, и он постоянно мокрый. Влага эта сливается через дренаж на улицу. Вы пробовали оставлять непросушенной тряпку? Вонь от нее пойдет через 2 дня. Так и тут, если вы посмотрите на испаритель машины, которая поездила несколько лет, и у которой нет этого самого салонного фильтра, вы придете в ужас!
Когда вы выключаете кондиционер, испаритель начинает нагреваться и выдает в салон весь букет ароматов, сдобренных тропическим влажным воздухом. Но вот вы заводите авто снова, и опять жмете на кнопку кондиционера. В первые минуты (у кого-то секунды), пока испаритель должным образом не остыл, вы получаете в салон воздух не хуже, чем в сауне. А по мере остывания и охлаждения запахи уходят вовсе или становятся почти незаметными.
Если курить в салоне при включенном кондиционере и включенном режиме рециркуляции, то в итоге вонять будет так же как из пепельницы. Ведь, плюс ко всему прочему, на внешних стенках испарителя оседает и табачный дым. Бывает, что злополучный пух забивает дренажи системы. В этих случаях нижняя часть испарителя просто плавает в конденсате, и салонный вентилятор задувает вам не только воздух, но и воду.
Что в таких случаях делать? Если засорен дренаж, его нужно почистить. Это ясно и без наших подсказок. А вот если к вышеописанным проблемам прибавилось еще и то, что поток воздуха в салон слабый, то это, скорее всего, та самая проблема с забитым испарителем или фильтром салонного воздуха. Фильтр этот желательно менять два раза в год.
Многие фирмы предлагают избавление от грибка методом химии. Они заливают испаритель дезинфицирующими веществами. Проблема в том, что в большинстве случаев до испарителя просто так не добраться. Это все равно, что заливать завонявшее тряпье хлоркой. Не надо забывать, что воздухом, проходящим через испаритель, вы еще и дышите. А дышать химией вряд ли полезно.
Итог всего вышесказанного напрашивается сам собой - чтобы победить запах и убить микроорганизмы, испаритель лучше всего снимать и мыть. Полумерами лучше не ограничиваться. Снятый и чистый испаритель можно и продезинфицировать качественнее. Операция снятия испарителя в большинстве случаев непростая и дорогая, со снятием торпеды. Так что выбор за вами.
Кроме того, промывая испаритель, вы тем самым продлеваете ему срок службы. Поскольку под слоями влажной грязи неизбежно начинается процесс коррозии металла.
10. Что такое «болезнь Легионеров»?
Плохой запах в салоне автомобиля - не единственная неприятность, исходящая от грязного испарителя. Некоторые виды бактерий, колонизирующие грязные испарители кондиционеров, представляют серьезную опасность для здоровья человека.
Самое опасное заболевание, которым можно заразиться через грязный испаритель - легионеллез. В последнее время эта болезнь получила широкую известность под названием "болезнь Легионеров". Она протекает в форме тяжелого воспаления легких и, если не распознана вовремя, может привести к летальному исходу. Сейчас легионеллез занял значительное место среди инфекционных заболеваний бактериальной этиологии только потому, что его научились распознавать. Однако, простой российский участковый врач вряд ли отличит легионеллез от обычной пневмонии. Без микробиологического исследования это невозможно.
Возбудитель болезни Легионеров - бактерия-паразит легионелла. Естественная среда ее обитания - водоемы, где она паразитирует на простейших жгутиковых и амебах. Легионелла очень устойчива к водопроводным дезинфектантам и может жить на автомобильных мойках, в кондиционерах, увлажнителях, градирнях, компрессорных устройствах, в душевых и плавательных бассейнах. Условия для выживания легионелл в искусственных сооружениях более благоприятны, чем в естественных водоемах, что приводит к накоплению возбудителя в значительных концентрациях и реальной возможности попадания в организм человека.
Для заражения легионеллезом необходимо попадание в легкие человека мелкодисперсного гидроаэрозоля, содержащего легионеллы. Таким образом, кондиционер является неплохим рассадником для легионелл. Грязный испаритель кондиционера постоянно мокрый, находится в замкнутом пространстве в темноте, со временем на нем заводятся сине-зеленые водоросли, на которых легионеллы и паразитируют. Если у вашего кондиционера забит грязью дренаж, то испаритель вообще наполовину плавает в воде. Для гидроаэрозоля условия идеальные.
Конечно, не стоит паниковать и бежать к докторам, но испаритель лучше поддерживать в чистоте. Как говорится, береженого Бог бережет.
Мы с вами к этой теме: "ремонту и обслуживанию кондиционеров на автомобиле", еще вернемся.
Научимся сами, без применения дорогостоящей аппаратуры делать самодиагностику всем систем кондиционирования.
А пока предлагаем воспользоваться
нашим спецпредложением для участников форума:
Только до 20 июня для всех зарегистрированных
участников форума 50% скидка на диагностику
и дозаправку системы кондиционирования на вашем автомобиле!
Вместо обычных 1500 рублей вы платите только 750 рублей.
В эту цену включена компьютерная диагностика блока
управления вашей климат-системой, проверка давления
фреона в обоих контурах с помощью специальной станции,
сам фреон, масло для компрессора и стоимость работы.
Дополнительно к этому предлагаем установку качественного
салонного фильтра с угольной пропиткой (угольного салонного фильтра)
за 500 рублей.
Записаться можно по телефону:
8 902 444 23 35 или с помощью он-лайн записи с помощью кнопки в верхнем правом углу форума.
Гордеев Сергей Николаевич
Свердловская обл., Белоярский р-н, с. Кочневское ул. Садовая 33
тел.: 8 902 444 23 35
Ник «FERMER»