Удивительное изобретение русских
Возможно, история появления подстаканника не началась, если бы в 1638 году, монгольский хан Алтын-хан не прислал русскому царю Михаилу Федоровичу Романову необычный подарок - 4 пуда чайного листа. Удивлению придворных царя не было предела: как же так - мы дарили соболей и золотые украшения, а тут – трава. Но вскоре обитатели местного двора быстро поняли вкус заморского угощения и достойно оценили его. Вполне вероятно это событие и стало началом многовековой русской чайной культуры, а чай стал национальным русским напитком, что привело в конечном итоге к появлению подстаканника.
Конструкция подстаканника весьма проста. Корпус (встречаются термины – тулова, картуш или планшет), ручка, юбка (встречаются термины – опорное кольцо, дно) или ножки.
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Вообще, подстаканник впервые появился в русской чайной традиции в XVIII веке. Их изготовление началось в Туле на одном из оружейных заводов, материал для изготовления – латунь. По своему внешнему виду они больше напоминали кружки, чем привычный нам сегодня подстаканник. С донной стороны подстаканник был полностью закрыт, ведь тогда его использовали и как самодостаточный сосуд и из него пили пунш. Без всяких изысков, простецкий «солдатско-сиротский» вид, но были они изделиями крепкими, с солидным сроком службы.
А вот когда на подстаканники обратили внимание ювелиры, то они получили различные украшения. К середине XIX века при изготовлении тулова (корпуса) и ручки сложились определенные ювелирные традиции. С 1870-х годов в соответствии с эстетикой «русского стиля» подстаканники создавались в виде сруба крестьянской избы, высокого бревенчатого забора, бочонка, кадушки, плетеного берестяного кузовка. Популярны были также рельефные изображения древнерусских богатырей, богатырских застав, а также царевен в роскошных кокошниках. Тулово и ручку подстаканника начали изготавливать из более дорогих металлов и украшать литыми накладками, орнаментами и рисунками, драгоценными камнями, наносить эмаль. Подстаканники стали символом благополучия и аристократичности, модным украшением стола.
На рубеже XIX и ХХ веков гладкие никелированные подстаканники без стакана стоили 15 копеек, мельхиоровые с прорезными и рельефными орнаментами – от 1 рубля 15 копеек до 2 рублей 85 копеек.
Цена же серебряных подстаканников (без стакана) начиналась от 1 рубля 30 копеек и выше. Делали подстаканники из жести, оксидированной жести, посеребрённые, серебряные с золочением, серебряные с разными надписями. Подстаканники, как произведения искусства создавались лучшими ювелирами России - Хлебниковым, Овчинниковым, Сазиковым, а также работниками фирмы Карла Фаберже!
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Кстати, в русской дворянской гостиной чай из чашки пили исключительно дамы. Мужчины предпочитали пользоваться стаканами из тонкого стекла с резным орнаментом и гравировкой, которые держали в руке при помощи подстаканника. Эта чисто русская традиция всегда поражала иностранцев. Так Александр Дюма в своём «Кулинарном словаре» рассказал французам об удивительном обычае русского чаепития: «мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки китайского фарфора». Изображения на картинах русских художников-реалистов реально подтверждают эту бытовую русскую чайную традицию - если за чаем изображена пара, то перед женщиной стоит фарфоровая чашечка и блюдце, а перед мужчиной – стеклянный стакан в подстаканнике.
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
В 1892 году по инициативе директора департамента железнодорожных дел Министерства финансов и министра путей сообщения Российской империи С. Ю. Витте подстаканники стали использовать на железной дороге и предназначались они сначала для обслуживания пассажиров первого класса с целью создания комфорта и уюта. Государственный подряд на изготовление подстаканников разместили на предприятиях владельца металлургической мануфактуры во Владимирской губернии купца Александра Кольчугина. Кольчугинский подстаканник приобрел наиболее удобно-практическую форму, которая сейчас считается классической и на сегодняшний день существенных изменений не претерпела. Подстаканник стал довольно легким, что упрощало процесс чаепития. Именно с железной дороги началось массовое распространение кольчугинского подстаканника среди населения России.
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Прошло много времени, но главным оптовым заказчиком подстаканников так осталось Министерство путей сообщения России.
«Чай пить будете?», - спрашивает проводница. После этих слов пассажиры сразу оживают и ждут, когда в дверях их купе появляется проводница, держа сразу 4 стакана с чаем.
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям