Записаться в сервис
Запись на сервис доступна только для зарегистрированных пользователей.
Зарегистрироваться сейчас
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Маленький путешественник Российских железных дорог
(1 чел.) (1) гость
  • Страница:
  • 1

ТЕМА: Маленький путешественник Российских железных дорог

Маленький путешественник Российских железных дорог 12.01.2021 22:15 #1

  • oleg7272
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Проживание: ТЮМЕНЬ
  • Постов: 3825
  • Репутация: 14
Предисловие

Вот уже несколько часов в купейном вагоне скорого пассажирского поезда №73 «Тюмень – Санкт-Петербург».
В путешествиях на поезде присутствует особая аура: сидишь, любуешься чарующими пейзажами под ритмичный стук колес и не торопясь попиваешь чай, налитый в стакан в традиционном подстаканнике.
В купе тихо, только что попили чай, отдыхаем.
Моя супруга, читает очередной детектив А. Устиновой.
Мой внучек Роман (я его зову – Ромашка) на второй полке гоняет по экрану планшетника инопланетян. Растет, командиром наверно будет, везде надо быть первым. На его любимую фразу «Все за мной!» как правило, окружающие мальчишки спрашивают: «Почему опять за тобой, не твоя очередь?». На что получают однозначный ответ: «Все равно за мной!».
Второй мой внучек Константин (я его зову – Кокоша) на другой полке погрузился в мир приключений трех мушкетеров А. Дюма.
«Станция Богдановичи», - негромко сказал я.
Ромашка тут же оживился и стал смотреть в окно. «Дедушка, а мы с тобой уже здесь были. Помнишь, когда ездили на Приусе в гости к Фермеру», - сказал он.
«Для кого Фермер, а для тебя, Ромашка, он Сергей Николаевич!», аккуратно без обид поправил его я.
Действительно несколько месяцев назад на Приусе ездил вместе с Ромашкой (он с глубокого детства любит чинить машинки, отрывая им колесики) в с. Кочневское Свердловской области в «Гибрид-сервис», в мастерскую, где гибридным автомобилям гарантированно дают вторую жизнь и излечивают от автомобильной хвори. Хозяин этого СТО – Гордеев Сергей Николаевич, радушный и очень внимательный человек с большой эрудицией, для своих друзей (гостей, посетителей) в интернетном мире живет и работает под ником: «Fermer» (Фермер значит).
«Молодец, помнишь!», - похвалил внучка. Ещё бы ему не помнить, если «Fermer» перед отъездом, подарил ему на добрую память о посещении «Гибрид-сервиса» замечательный авто сувенир.
«Да, не все внуки ездят со своими дедушками на обслуживание автомобилей. А вот мой увязался», - с удовольствием подумал я.
Поезд медленно тронулся с места, за окном в даль уплывала станция. Состав быстро набрал ход. От легкой вибрации в стеклянном стакане чайная ложечка начала свое музыкальное выступление. По всей вероятности этот звук мешал Кокоше участвовать в спасении подвесок королевы Анны Австрийской, и он, перегнувшись со второй полки, достал ложку из стакана, прервав мелодию стеклянного изделия.
«В своем «Кулинарном словаре» Александр Дюма-отец назвал этот незамысловатый столовый прибор - удивительным изобретением русских. А я бы сказал, что это удивительно маленький путешественник Российских железных дорог, большой друг стеклянного стакана, маленькой ложечки и чая»,- сказал я, прервав купейную тишину и поднимая со столика металлический подстаканник.

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям


«Дедушка, расскажи об этом изобретении», - попросил Кокоша, закрывая книгу и сползая со второй полки.
«Да, расскажи об этом маленьком путешественнике», - присоединился к просьбе Ромашка, отпуская на волю планшетных инопланетян.

Re: Маленький путешественник Российских железных дорог 12.01.2021 22:20 #2

  • oleg7272
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Проживание: ТЮМЕНЬ
  • Постов: 3825
  • Репутация: 14
Удивительное изобретение русских

Возможно, история появления подстаканника не началась, если бы в 1638 году, монгольский хан Алтын-хан не прислал русскому царю Михаилу Федоровичу Романову необычный подарок - 4 пуда чайного листа. Удивлению придворных царя не было предела: как же так - мы дарили соболей и золотые украшения, а тут – трава. Но вскоре обитатели местного двора быстро поняли вкус заморского угощения и достойно оценили его. Вполне вероятно это событие и стало началом многовековой русской чайной культуры, а чай стал национальным русским напитком, что привело в конечном итоге к появлению подстаканника.
Конструкция подстаканника весьма проста. Корпус (встречаются термины – тулова, картуш или планшет), ручка, юбка (встречаются термины – опорное кольцо, дно) или ножки.

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям


Вообще, подстаканник впервые появился в русской чайной традиции в XVIII веке. Их изготовление началось в Туле на одном из оружейных заводов, материал для изготовления – латунь. По своему внешнему виду они больше напоминали кружки, чем привычный нам сегодня подстаканник. С донной стороны подстаканник был полностью закрыт, ведь тогда его использовали и как самодостаточный сосуд и из него пили пунш. Без всяких изысков, простецкий «солдатско-сиротский» вид, но были они изделиями крепкими, с солидным сроком службы.


А вот когда на подстаканники обратили внимание ювелиры, то они получили различные украшения. К середине XIX века при изготовлении тулова (корпуса) и ручки сложились определенные ювелирные традиции. С 1870-х годов в соответствии с эстетикой «русского стиля» подстаканники создавались в виде сруба крестьянской избы, высокого бревенчатого забора, бочонка, кадушки, плетеного берестяного кузовка. Популярны были также рельефные изображения древнерусских богатырей, богатырских застав, а также царевен в роскошных кокошниках. Тулово и ручку подстаканника начали изготавливать из более дорогих металлов и украшать литыми накладками, орнаментами и рисунками, драгоценными камнями, наносить эмаль. Подстаканники стали символом благополучия и аристократичности, модным украшением стола.
На рубеже XIX и ХХ веков гладкие никелированные подстаканники без стакана стоили 15 копеек, мельхиоровые с прорезными и рельефными орнаментами – от 1 рубля 15 копеек до 2 рублей 85 копеек.
Цена же серебряных подстаканников (без стакана) начиналась от 1 рубля 30 копеек и выше. Делали подстаканники из жести, оксидированной жести, посеребрённые, серебряные с золочением, серебряные с разными надписями. Подстаканники, как произведения искусства создавались лучшими ювелирами России - Хлебниковым, Овчинниковым, Сазиковым, а также работниками фирмы Карла Фаберже!

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям


Кстати, в русской дворянской гостиной чай из чашки пили исключительно дамы. Мужчины предпочитали пользоваться стаканами из тонкого стекла с резным орнаментом и гравировкой, которые держали в руке при помощи подстаканника. Эта чисто русская традиция всегда поражала иностранцев. Так Александр Дюма в своём «Кулинарном словаре» рассказал французам об удивительном обычае русского чаепития: «мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки китайского фарфора». Изображения на картинах русских художников-реалистов реально подтверждают эту бытовую русскую чайную традицию - если за чаем изображена пара, то перед женщиной стоит фарфоровая чашечка и блюдце, а перед мужчиной – стеклянный стакан в подстаканнике.

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям


просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям


В 1892 году по инициативе директора департамента железнодорожных дел Министерства финансов и министра путей сообщения Российской империи С. Ю. Витте подстаканники стали использовать на железной дороге и предназначались они сначала для обслуживания пассажиров первого класса с целью создания комфорта и уюта. Государственный подряд на изготовление подстаканников разместили на предприятиях владельца металлургической мануфактуры во Владимирской губернии купца Александра Кольчугина. Кольчугинский подстаканник приобрел наиболее удобно-практическую форму, которая сейчас считается классической и на сегодняшний день существенных изменений не претерпела. Подстаканник стал довольно легким, что упрощало процесс чаепития. Именно с железной дороги началось массовое распространение кольчугинского подстаканника среди населения России.

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям


Прошло много времени, но главным оптовым заказчиком подстаканников так осталось Министерство путей сообщения России.
«Чай пить будете?», - спрашивает проводница. После этих слов пассажиры сразу оживают и ждут, когда в дверях их купе появляется проводница, держа сразу 4 стакана с чаем.

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Изменено: 12.01.2021 22:23 от oleg7272.

Re: Маленький путешественник Российских железных дорог 12.01.2021 22:25 #3

  • oleg7272
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Проживание: ТЮМЕНЬ
  • Постов: 3825
  • Репутация: 14
Коротко о русском золоте – копорском чае
О японских и китайских традициях употребления чая многие знают, а вот о русском чаепитии мы как-то не знаем или подзабыли. Хотя российские историки утверждают, что существовало по меньшей мере пять субкультур русского чаепития в дореволюционной России.
1. Аристократическая – по сути чопорное, английское чаепитие.
2. Купеческо-помещичья - с самоваром на столе. К чаю подавали соленые пироги с мясом, рыбой, творогом, грибами, и, конечно же, сладкие с ягодами, фруктами.
3. Мещанская - подобие помещичьей, тоже с самоваром, но попроще. Чаепитие проходило в сочетании с разнообразными угощениями (в том числе бублики, баранки, сушки) и развлечениями. На этих посиделках за самоваром присутствовала и гитара, возможно, так и появился такой музыкальный жанр как городской романс.
4. Культура в чайно-питейных заведениях. Чай откушать можно было в многочисленных чайных и ресторанах. Самовар и закуски в самых лучших традициях помещичьего чаепития были там непременным атрибутом.
5. Культура чаепития простого люда - чай готовился на основе травяных сборов - душицы, девясила, зверобоя, малины, чабреца, шиповника и других трав с добавлением сушеных ягод и назывался он - «боярский». В маленьких поселениях Вологодской и Архангельской областях он до сих пор так и называется. Но основным компонентом такого чая был иван-чай, иначе копорский чай.

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям


В истории присутствует легенда о появлении копорского чая, согласно которой древние славяне за свои грехи получили болезни и беды. Обратились славяне к богам за помощью, но не услышаны они были. И только одна богиня - Купальница сжалилась над нуждающимися, она пронеслась по небу на серебряной ладье, разбросав какие-то семена на землю. Наутро из этих семян вырос иван-чай. Именно с помощью иван-чая древние славяне победили многие болезни.
Первые письменные упоминания об иван-чае узколистном (совр. Кипрее узколистном) историки относят к XI веку. Речь идет о летописях, описывающих завоевание князем Александром Невским Копорской крепости и основание нового русского поселения под названием Копорье. Именно жители этого селения больше всех преуспели в производстве этого чая. От названия крепости и пошло название напитка. Кстати, сам городок до сих пор сохранился в Ленинградской области. О поездке на Приусе в Копорскую крепость я писал в одном из своих очерков.

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям


Именно жители Копорья научились ферментировать этот чай подобно тому, как изготавливают в наше время элитный китайский или цейлонский чаи. По своим вкусовыми качествами копорский напиток ничем не уступает экзотическим заморским чаям.
Статский советник Бобинский так описал заготовку копорского чая: «Расстилают её (траву) свежую и тонким слоем, обдают горячим щёлоком и осыпают мелкими золами, отчего листья свёртываются, потом сушат их, слегка перетирают руками и высевают золы через решето. Как листьев не скатывают на рубчатых досечках (средство, употребляемое в СПб губернии), то они после распущения в кипятке не показываются прозрачными…».
С ХVII века Россия начала активно поставлять копорский чай в европейские страны - Данию, Голландию, Англию, началась эпоха расцвета русского чая. В Германию и Францию копорский чай попадал контрабандой. К концу XIX века экспорт русского чая составлял сотни тысяч пудов. Иван-чай пили на всей Руси, все прослойки населения. Монахи, которым запрещалось пить тонизирующие кофе и экзотический чай, успешно заменяли эти напитки копорским чаем.
К концу XIX века русский фито-чай стал составлять довольно ощутимую конкуренцию китайскому, индийскому и цейлонскому чаю. Владельцы Ост-Индийской чайной компании и их российские поставщики были очень обеспокоены большой потерей условной выгоды от продажи своего продукта, и за счет развития железнодорожного транспорта они снизили стоимость поставок обыкновенного чая. Далее против русского копорского чая была развернута целая антирекламная кампания. Поставки русского чая в Европу прекратились в начале 1918 года. Представители Ост-Индийской чайной компании не скрывают информацию о том, что в свое время молодому Советскому государству была предложена довольно солидная сумма в валюте для прекращения производства российского золота – копорского чая.

Re: Маленький путешественник Российских железных дорог 12.01.2021 22:29 #4

  • oleg7272
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Проживание: ТЮМЕНЬ
  • Постов: 3825
  • Репутация: 14
Послесловие
Поезд явно сбросил ход, за окном «столица Урала» - Екатеринбург.
«На велосипедах любите кататься?», - спросил я внучат, закончив рассказ о металлическом подстаканнике и копорском чае, и, не дожидаясь их ответа, продолжил.
«А вот именно здесь в Екатеринбурге Ефим Артамонов (крепостной Пожвинского завода) изобрел (изготовил) первый в мире двухколесный цельнометаллический велосипед. На нем русский умелец в 1801 году совершил путешествие от Урала до Москвы и прибыл в аккурат на коронацию Александра I. Это изобретение было высоко оценено императором России и затем пополнило царскую коллекцию редкостей, а Ефим Артамонов из рук государя получил вольную»,- сказал я, вспомнив ещё один исторический факт из истории нашей страны.

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям


«Дедушка, расскажи и об этом изобретении», - попросил Кокоша.
«Да, расскажи об этом велосипедном путешествии на коронацию Александра I», - присоединился к просьбе Ромашка, ставя подстаканник на столик.
«Ну что ж, можно и рассказать, но сначала давайте попьем чая»,- сказал я, охотно соглашаясь на просьбы своих внучат…
Приятного чаепития!
Изменено: 12.01.2021 22:31 от oleg7272.

Re: Маленький путешественник Российских железных дорог 12.01.2021 22:30 #5

  • oleg7272
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Проживание: ТЮМЕНЬ
  • Постов: 3825
  • Репутация: 14
P.S. Чай по-адмиральски
Для тех, кто дочитал, предлагается ознакомиться с рецептом чая по-адмиральски.
«Чай по-адмиральски готовится следующим образом: берется тонкий чайный стакан в серебряном подстаканнике, наливается крепчайший горячий свежезаваренный чай, бросается ломтик лимона и сыплются три чайные ложечки сахара; … а рядом ставится бутылка коньяка. Отхлебывается чай, и доливается доверху коньяком. Еще отхлебывается – и еще доливается. И вот когда стакан еще полный, а бутылка уже пустая – это и есть настоящий адмиральский чай», - Михаил Веллер "Легенды Невского проспекта."

Если теоретически подсчитать, то употребление одной чашки (200 мл) такого «коктейля» потребует проведения около 50-100 итераций «отпил-долил», при этом будет выпито порядка 1,84 л чистого коньяка и 200 мл чая.

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям



Всем кто дочитал до конца ещё раз большое спасибо.

Отзывы, мнения, просьба оставлять в этой теме.
Изменено: 12.01.2021 22:43 от oleg7272.

Re: Маленький путешественник Российских железных дорог 13.01.2021 11:42 #6

  • Natulia0203
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Проживание: Каменск-Уральский
  • Постов: 1931
  • Репутация: 26
Хорошие истории. Тоже люблю поездки на поезде.
Спасибо сказали: oleg7272

Re: Маленький путешественник Российских железных дорог 28.01.2021 18:31 #7

  • efisakh
  • Вне сайта
  • Администратор
  • Проживание: Подмосковье
  • Постов: 28098
  • Репутация: 62
Очень хорошо написано!
Прочитал и...захотелось проехаться куда-нибудь.
Вот так же сидеть, попивать адмиральский чаек, смотреть в окно.

Хорошо написано.
Чувствуется неспешный ритм дороги. Перестук. Размышления.

А уж насчет исторических фактов - не знал.
Спасибо Автору, теперь в курсе.

Читается легко.
А самое главное - ритм текста настраивает на благодушное настроение.

Как говорят в интернетах: "Автору зачот!". -)
А я скажу так: "Спасибо за неспешное повествование
с легкой улыбкой"!
Спасибо сказали: oleg7272

Re: Маленький путешественник Российских железных дорог 31.01.2021 19:26 #8

  • fermer
  • Вне сайта
  • Администратор
  • Сергей Николаевич
  • Проживание: Свердловская область
  • Постов: 11676
  • Репутация: 358
Олег, у вас просто талант писателя!
Не губите его- ПИШИТЕ!
с уважением, Сергей Николаевич.
Спасибо сказали: oleg7272

Re: Маленький путешественник Российских железных дорог 01.02.2021 12:38 #9

  • oleg7272
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Проживание: ТЮМЕНЬ
  • Постов: 3825
  • Репутация: 14
Есть интересные факты. Буду стараться
  • Страница:
  • 1
Время создания страницы: 0.34 секунд