Записаться в сервис
Запись на сервис доступна только для зарегистрированных пользователей.
Зарегистрироваться сейчас
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Автомобиль-амфибия ВАЗовской разработки
(1 чел.) (1) гость
  • Страница:
  • 1

ТЕМА: Автомобиль-амфибия ВАЗовской разработки

Автомобиль-амфибия ВАЗовской разработки 22.03.2016 21:30 #1

  • oleg7272
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Проживание: ТЮМЕНЬ
  • Постов: 3947
  • Репутация: 14
На военно-промышленный комплекс СССР работала вся огромная страна. Именно поэтому запуск современного и мощного автозавода в Тольятти вызвал интерес у военных, которые рассматривали ВАЗ и в качестве возможного производителя продукции для "оборонки".

Дополнительный пункт ТЗ
Вазовцы начали проработку военной темы с того, что ознакомились с чужим опытом, отправившись в Ульяновск, где давно выпускали автомобили военного назначения. Кроме того, на ВАЗе изучили и актуальные модели специализированных внедорожников для военных, выпущенные в других странах. Уже в начале 1971 года внешность будущего автомобиля была проработана в общих чертах.

Но в момент начала работ по конкретному техническому заданию от заказчика выяснилось, что советским военным нужен автомобиль, который сможет не только ездить, но и... плавать! Способность преодоления водных преград в то время считалась большим преимуществом для "проходимца". Однако еще на ранних этапах работы по проекту стало ясно, что в условиях конвейерного производства ВАЗа сборка автомобилей такого типа на одной линии с остальными моделями ВАЗа невозможна, поскольку силовой агрегат на обычных машинах монтируется снизу, а у амфибии днище должно быть закрытым.

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям

К началу 1973 года специалистами завода совместно с военными были определены важные для амфибии параметры: максимальная ширина преодолеваемой водной преграды, скорость движения на воде, высота волны и скорость течения. Специфические требования к ремонтопригодности сразу наложили свой отпечаток на внешность будущей машины – панели кузова получались максимально плоскими и с минимумом переходов. Кроме того, в числе обязательных требований с целью уменьшения габаритной высоты автомобиля была и возможность демонтажа тента и рамок дверей, а также откидывающееся на капот ветровое стекло (как у других военных машин).

Интересно, что в открытой переписке будущая амфибия именовалась "автомобилем для охотников и рыбаков", а доступ к материалам по ней имел ограниченный круг заводчан. После согласования тактико-технического задания, утвержденного Минобороны и Минавтопромом, конструкторы приступили к работам над проектом "водоплавающего" ВАЗа под кодовым шифром ОКБ «Река». Эскизный проект был рассмотрен на пленуме Минобороны в конце 1974 года, а вот технический проект военные рассмотрели только через два года. На ВАЗе тем временем занимались поисковыми работами, итогом которых стала пара полноразмерных деревянных макетов.

Ход работы
Характерная особенность модели – простой, но совершенно "цивильный" дизайн, никак не указывавший на двойное назначение автомобиля. Иными словами, амфибия внешне совершенно не производила впечатление транспортного средства, способного держаться на воде. Исходя из требований заказчика и традиций "джипостроения" тех времен, интерьер амфибии был выполнен в максимально простом и даже примитивном ключе. Никаких обивок, цельнометаллическая панель приборов – салон получился незатейливым, как саперная лопата. К слову, этот шанцевый инструмент тоже должен был входить в комплектацию автомобиля.

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям

Технической основой для амфибии должны были стать агрегаты будущей Нивы, над которой в то время также работали на ВАЗе. Однако с учетом функционального назначения автомобиля, трансмиссия, за исключением заднего моста, должна была оказаться внутри кузова, а передняя подвеска при этом как бы охватывала переднюю часть днища снаружи. Для того, чтобы кузов получился водоизмещающим, детали трансмиссии и ходовой части в зоне вхождения в кузов были герметизированы специальными чулками.

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям

В «плоскопараллельном» интерьере амфибии угадываются многие детали салона Нивы


Уже на ранних этапах многие детали по понятным причинам использовали от другой военной техники, что обеспечило бы в итоге серийной машине максимальную унификацию. По техзаданию автомобиль должен был перевозить в том числе и прицепы, для чего сзади предусмотрели уазовское тягово-буксирное устройство. Потребовались и другие нестандартные для обычных внедорожников решения. К примеру, глушитель был выведен не сзади, а спереди, а наружный диаметр колес для улучшения «плавучести» с "нивовских" 6,95-16 увеличили до 8-16, что потребовало изготовления специальных шин Вли-6 с шириной протектора 205 мм.


просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям

Автомобили первых серий легко опознать по «пухлым» шинам


Интересно, что движение на плаву осуществлялось за счет этих самых колес, а не гребного винта. Для машины, которая большую часть времени должна была все-таки ездить, а не плавать, это было целесообразным решением. В первые же минуты испытаний автомобиля на заводском треке стало ясно, что из-за отсутствия притока воздуха перед радиатором двигатель моментально перегревается. Пришлось проделать в кузове дополнительные вентиляционные отверстия. Поэтому воздух при езде по суше поступал спереди, как на обычных машинах. Перед тем, как отправляться вплавь, воздухозаборник необходимо было закрывать специальной откидной крышкой, которая появилась в процессе доводки ходовых образцов, а на машинах первой серии с "кустарной" вентиляцией в случае необходимости перед спуском на воду отверстие закрывали... номерным знаком с резиновой прокладкой!

Re: Автомобиль-амфибия ВАЗовской разработки 22.03.2016 21:36 #2

  • oleg7272
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Проживание: ТЮМЕНЬ
  • Постов: 3947
  • Репутация: 14
Испытания на жизнеспособность

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям


Во время испытаний были выявлены и другие недостатки – например, плохая обзорность из-за отсутствия боковых окон в задней части тента. Несмотря на то, что амфибии с управляемыми колесами считаются самыми неповоротливыми из "водоплавающих", вазовские прототипы оказались на удивление маневренными не только на суше, но и на воде! Кроме того, проверка автомобилей "в деле" показала, что их проходимость выше всяких похвал – во многих дисциплинах (например, при движении по сыпучему песку) амфибия легко и непринужденно "уделывала" даже УАЗ! К тому же, вазовская машина сохранила и характерную для обычной Нивы способность к "динамическому преодолению преград" – проще говоря, подвеска позволяла двигаться по тяжелым участкам на полном ходу.

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям


Увы, в ходе испытаний конструкторы столкнулись с тем, что даже доработанная система охлаждения двигателя работает на предельных режимах, то есть мотор почти перегревается. Еще печальнее в температурном отношении обстояла ситуация с агрегатами трансмиссии, расположенными внутри кузова. Из-за отсутствия притока воздуха и обдува коробка передач, "раздатка" и редуктор переднего моста очень быстро раскалялись до предельных температур, что грозило их неминуемым выходом из строя. К тому же, для машины такого назначения (и с таким размером колес) агрегаты Нивы оказались слабоваты по запасу прочности.

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям


Были выявлены и проблемы с жесткостью и прочностью кузова. Для устранения кузовной "слабости" конструкторы применяли нестандартные решения – в частности, сотовый лонжерон со змееобразной вставкой-усилителем, которая вдвое увеличивала жесткость силовой конструкции. На прототипах второй серии были определены и другие решения, которые могли использоваться на автомобилях. В ходе дальнейших работ над проектом амфибии была найдена оптимальная компоновка салона и спроектированы детали интерьера с учетом пожеланий заказчика. Ведь по требованию военных медиков амфибия при необходимости должна была перевозить раненого на носилках с одним сопровождающим.


просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям


Во время работы над образцами второй серии конструкторы пытались решить проблему перегрева деталей трансмиссий установкой масляного радиатора. Но от этой затеи пришлось отказаться в пользу традиционной компоновки – то есть вынесения переднего ведущего моста наружу кузова.


просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям




Не обошлось без курьеза: из-за непропорционально больших боковых зеркал от Камаза автомобили с индексом 2Э2122 получили прозвище "ушастики". Чуть позже камазовские зеркала заменили более подходящими по размерам деталями от грузовика ГАЗ.

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям

Большие и широкие шины ВлИ-6 для нивовской трансмиссии оказались "перетяжеленными", поэтому на определенном этапе вазовцам пришлось от них отказаться, вернувшись к обычным колесам ВАЗ-2121. Да и саму машину решили изрядно облегчить, укоротив свесы и снизив полезную нагрузку. Это потребовало серьезных переделок амфибий – по сути, от первых серий остались лишь общие наработки.


просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям

В процессе доводок и испытаний было выявлено, что для хорошего охлаждения деталей трансмиссий подошел бы "глухой" капот, из-за которого весь воздух из моторного отсека шел бы на продувку. Но при этом сразу всплывала проблема перегрева мотора... В общем, вазовским инженерам пришлось изрядно потрудиться, чтобы вывести-таки оптимальный тепловой баланс для всех узлов и агрегатов амфибии.

В силу "плавучести" вазовские амфибии оснащались обязательным клапаном-кингстоном, а в днище были предусмотрены специальные технологические лючки для доступа к агрегатам. Внутренние полости "запенивались" полужестким полиуретаном. Словом, специфических для амфибий особенностей в конструкции "двадцать второй" хватало.

Конечно, по возможностям передвижения на воде колесная машина без гребного винта была далека от катера. Её стихией были относительно небольшие водоёмы с небыстрым течением – например, озера или малые реки. Зато такие возможности наверняка по достоинству оценили бы не только военные, но и те самые рыбаки или охотники, которым возможность передвижения на плаву (пусть и с небольшой скоростью, около 4 км/ч) оказалась бы весьма кстати.

просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям



Уже в процессе ходовых испытаний много внимания и усилий со стороны конструкторов потребовала тормозная система – оказалось, что на высокогорье заметно увеличивается ход педали, а эффективность работы тормозов оказалась недостаточной. Но к окончанию цикла работ над амфибией заводчанам удалось справиться и с этой проблемой, а большинство мелких недостатков были устранены на опытных образцах серий 500 и 600.

По итогам государственных испытаний армейская амфибия с шифром ОКР "Река" успешно прошла приёмку, соответствуя ТТЗ. Такой результат проверки означал, что машина может быть рекомендована к постановке на серийное производство и принятию на вооружение Минобороны СССР.

Но все было зря…
Увы, несмотря на то, что автомобиль принципиально новой конструкции на тот момент не имел аналогов в мире, а ВАЗ выполнил весь огромный комплекс работ по разработке и доводке "двадцать второй", серийной машина так и не стала по банальной причине – денежной. Конечно, это десятилетие для специалистов завода не прошло даром, ведь они накопили колоссальный опыт в создании уникального автомобиля с «противоречивыми» качествами. Жаль только, что практического применения к тому времени не нашлось: огромная страна уже длительное время была ввязана в афганский конфликт, экономика потихоньку "трещала" и переходила на "хозрасчетные" рельсы, а государственное финансирование автомобильных заводов понемногу сворачивали. Шесть миллионов рублей, которые требовались для запуска автомобиля в серийное производство, стали камнем преткновения, из-за которого проект в итоге и «лег на дно». Именно поэтому амфибии ВАЗа было суждено плавать лишь в мечтах разработчиков и на испытаниях.

Re: Автомобиль-амфибия ВАЗовской разработки 22.03.2016 21:37 #3

  • oleg7272
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Проживание: ТЮМЕНЬ
  • Постов: 3947
  • Репутация: 14
Спасибо сказали: svenkerya
  • Страница:
  • 1
Время создания страницы: 0.24 секунд