Испытания на жизнеспособность
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Во время испытаний были выявлены и другие недостатки – например, плохая обзорность из-за отсутствия боковых окон в задней части тента. Несмотря на то, что амфибии с управляемыми колесами считаются самыми неповоротливыми из "водоплавающих", вазовские прототипы оказались на удивление маневренными не только на суше, но и на воде! Кроме того, проверка автомобилей "в деле" показала, что их проходимость выше всяких похвал – во многих дисциплинах (например, при движении по сыпучему песку) амфибия легко и непринужденно "уделывала" даже УАЗ! К тому же, вазовская машина сохранила и характерную для обычной Нивы способность к "динамическому преодолению преград" – проще говоря, подвеска позволяла двигаться по тяжелым участкам на полном ходу.
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Увы, в ходе испытаний конструкторы столкнулись с тем, что даже доработанная система охлаждения двигателя работает на предельных режимах, то есть мотор почти перегревается. Еще печальнее в температурном отношении обстояла ситуация с агрегатами трансмиссии, расположенными внутри кузова. Из-за отсутствия притока воздуха и обдува коробка передач, "раздатка" и редуктор переднего моста очень быстро раскалялись до предельных температур, что грозило их неминуемым выходом из строя. К тому же, для машины такого назначения (и с таким размером колес) агрегаты Нивы оказались слабоваты по запасу прочности.
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Были выявлены и проблемы с жесткостью и прочностью кузова. Для устранения кузовной "слабости" конструкторы применяли нестандартные решения – в частности, сотовый лонжерон со змееобразной вставкой-усилителем, которая вдвое увеличивала жесткость силовой конструкции. На прототипах второй серии были определены и другие решения, которые могли использоваться на автомобилях. В ходе дальнейших работ над проектом амфибии была найдена оптимальная компоновка салона и спроектированы детали интерьера с учетом пожеланий заказчика. Ведь по требованию военных медиков амфибия при необходимости должна была перевозить раненого на носилках с одним сопровождающим.
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Во время работы над образцами второй серии конструкторы пытались решить проблему перегрева деталей трансмиссий установкой масляного радиатора. Но от этой затеи пришлось отказаться в пользу традиционной компоновки – то есть вынесения переднего ведущего моста наружу кузова.
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Не обошлось без курьеза: из-за непропорционально больших боковых зеркал от Камаза автомобили с индексом 2Э2122 получили прозвище "ушастики". Чуть позже камазовские зеркала заменили более подходящими по размерам деталями от грузовика ГАЗ.
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Большие и широкие шины ВлИ-6 для нивовской трансмиссии оказались "перетяжеленными", поэтому на определенном этапе вазовцам пришлось от них отказаться, вернувшись к обычным колесам ВАЗ-2121. Да и саму машину решили изрядно облегчить, укоротив свесы и снизив полезную нагрузку. Это потребовало серьезных переделок амфибий – по сути, от первых серий остались лишь общие наработки.
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
В процессе доводок и испытаний было выявлено, что для хорошего охлаждения деталей трансмиссий подошел бы "глухой" капот, из-за которого весь воздух из моторного отсека шел бы на продувку. Но при этом сразу всплывала проблема перегрева мотора... В общем, вазовским инженерам пришлось изрядно потрудиться, чтобы вывести-таки оптимальный тепловой баланс для всех узлов и агрегатов амфибии.
В силу "плавучести" вазовские амфибии оснащались обязательным клапаном-кингстоном, а в днище были предусмотрены специальные технологические лючки для доступа к агрегатам. Внутренние полости "запенивались" полужестким полиуретаном. Словом, специфических для амфибий особенностей в конструкции "двадцать второй" хватало.
Конечно, по возможностям передвижения на воде колесная машина без гребного винта была далека от катера. Её стихией были относительно небольшие водоёмы с небыстрым течением – например, озера или малые реки. Зато такие возможности наверняка по достоинству оценили бы не только военные, но и те самые рыбаки или охотники, которым возможность передвижения на плаву (пусть и с небольшой скоростью, около 4 км/ч) оказалась бы весьма кстати.
просмотр изображений доступен только зарегистрированным пользователям
Уже в процессе ходовых испытаний много внимания и усилий со стороны конструкторов потребовала тормозная система – оказалось, что на высокогорье заметно увеличивается ход педали, а эффективность работы тормозов оказалась недостаточной. Но к окончанию цикла работ над амфибией заводчанам удалось справиться и с этой проблемой, а большинство мелких недостатков были устранены на опытных образцах серий 500 и 600.
По итогам государственных испытаний армейская амфибия с шифром ОКР "Река" успешно прошла приёмку, соответствуя ТТЗ. Такой результат проверки означал, что машина может быть рекомендована к постановке на серийное производство и принятию на вооружение Минобороны СССР.
Но все было зря…
Увы, несмотря на то, что автомобиль принципиально новой конструкции на тот момент не имел аналогов в мире, а ВАЗ выполнил весь огромный комплекс работ по разработке и доводке "двадцать второй", серийной машина так и не стала по банальной причине – денежной. Конечно, это десятилетие для специалистов завода не прошло даром, ведь они накопили колоссальный опыт в создании уникального автомобиля с «противоречивыми» качествами. Жаль только, что практического применения к тому времени не нашлось: огромная страна уже длительное время была ввязана в афганский конфликт, экономика потихоньку "трещала" и переходила на "хозрасчетные" рельсы, а государственное финансирование автомобильных заводов понемногу сворачивали. Шесть миллионов рублей, которые требовались для запуска автомобиля в серийное производство, стали камнем преткновения, из-за которого проект в итоге и «лег на дно». Именно поэтому амфибии ВАЗа было суждено плавать лишь в мечтах разработчиков и на испытаниях.